Рынок сельхозтехники ожидаемо закончил 2025 год резким падением: на отрасль давили низкая доходность аграриев, высокая ставка ЦБ и большие стоки. И хотя парк сельхозмашин в стране нуждается в обновлении, в 2026 году в лучшем случае ожидается незначительное восстановление поставок, но не устойчивый рост спроса, пишет газета «Коммерсантъ».
Продажи российской сельхозтехники на внутреннем рынке в 2025 году сократились на 21,1% год к году, до 155,1 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Низкие показатели, по оценке Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, в первую очередь связаны со снижением рентабельности аграрного бизнеса из-за увеличения затрат на производство и низких цен. «Рентабельность растениеводства снизилась с 40–50% в 2020 году до 15–16% в 2025 году», — уточняет он.
По словам господина Бабанского, к падению рынка сельхозтехники также привели высокая стоимость финансирования, сделавшая кредиты и лизинг недоступными для многих аграриев, особенно для малых и средних предприятий, а также сокращение господдержки на федеральном и региональном уровнях. Лимиты на льготное приобретение техники выбираются очень быстро, уточняет эксперт.
По данным «Росспецмаша», отгрузки в 2025 году сократились почти по всем основным видам сельхозтехники.
Значительнее всего просел сегмент пресс-подборщиков — на 36,7%, до 762 штук. Поставки тракторов упали на 31,1% год к году, до 2,77 тыс. штук, зерноочистительных машин — на 31%, до 671 штуки, зерноуборочных комбайнов — на 30,9%, до 2,21 тыс. штук, косилок — на 19,4%, до 2,02 тыс. штук, кормоуборочных комбайнов — на 17,2%, до 173 штук, и т. д. Рост продаж — на 43,8%, до 384 штук,— фиксируется только по машинам для внесения удобрений (см. график).
Продажи импортных машин в России сократились примерно на 35%.
Экспорт российской сельхозтехники, по данным «Росспецмаша», снизился на 13,3%, до 15,6 млрд руб.
В группе компаний UMG (выпускает в том числе сельхозтехнику) говорят об общем падении рынка более чем на 30%. «Негативная динамика связана с большими запасами ранее произведенной и завезенной техники как у дилеров, так и у лизинговых компаний, а также со снижением покупательной способности сельхозпроизводителей», — поясняет гендиректор холдинга Константин Николаев. Сохранение такой тенденции, считает топ-менеджер, приведет к потере устойчивости ряда компаний в 2026–2027 годах.
Стоки сельхозтехники у производителей, дилеров и лизинговых компаний все еще находятся на высоком уровне и тенденции к быстрому сокращению этих запасов не намечается, рассказывают собеседники “Ъ”.
При этом старый парк техники — одна из основных «болей российского АПК», напоминает Дмитрий Бабанский. «Условно нормальный коэффициент обновления парка оценивается на уровне 10%. В России в 2024 году он был примерно 4%, по итогам 2025 года предварительно оцениваем на уровне 3,5%», — рассказывает он. Средний возраст тракторов в 2025 году, уточняет эксперт, оценивался в девять с половиной лет, комбайнов — примерно восемь с половиной лет.
Опрошенные “Ъ” эксперты не видят предпосылок для значительного улучшения ситуации на рынке. «Скорее всего, продажи в 2026 году останутся на уровне 2025 года или немного превысят его», — считает господин Бабанский. По его словам, основной драйвер, который может способствовать росту, — вероятное восстановление цен на зерно во второй половине года и снижение мирового предложения. Господин Николаев более пессимистичен и ожидает в 2026 году дальнейшего падения рынка.
Источник: «Коммерсантъ»

Русский
English (EN)