11 декабря 2025

Рынок прицепной техники в РФ за 10 месяцев 2025 года упал почти в три раза

Продажи новых полуприцепов в России в январе – октябре 2025 г. снизились в 2,7 раза в годовом выражении до 14 652 шт. Об этом свидетельствуют данные отраслевого портала «Росспецмаш-стат». Он объединяет информацию от компаний, выпускающих более 70% производимых в России полуприцепов. Российские производители за 10 месяцев отгрузили на внутренний рынок 9042 полуприцепа – это на 57% меньше, чем годом ранее. Доля отечественных производителей на рынке составляет более 80%.

 

Спад наблюдается во всех сегментах, но наиболее сильно пострадали категории полуприцепов, зависимые от общего объема перевозок и инвестиций в агросектор, следует из данных «Росспецмаш-стата». Отгрузки тентованных полуприцепов на рынок в первые 10 месяцев года сократились на 80% до 1330 шт., зерновозов – на 78% до 207 шт., рефрижераторов – на 53% до 913 единиц.

Рынок новых рефрижераторных полуприцепов сократился на 66%, а его текущий объем «беспрецедентно низок», говорит руководитель группы по работе с ключевыми клиентами дистрибутора холодильных установок «СИВ трансхолод» Дмитрий Шелгунов. Он также отмечает изменение структуры спроса: основными покупателями рефрижераторов в 2025 г. стали федеральные розничные сети, относительно небольшое количество приобрели производители продуктов питания. Грузоперевозчики, которые раньше являлись крупнейшими потребителями и владельцами парков рефрижераторной техники, приостановили ее закупки, поясняет Шелгунов (абсолютные показатели по категориям покупателей эксперт не приводит).

Относительно лучше обстоят дела со строительными полуприцепами. Отгрузки битумовозов сократились за отчетный период на 27% до 667 единиц, цементовозов – на четверть до 394 шт., свидетельствуют данные «Росспецмаш-стата». Аналитики ассоциации «Росспецмаш» (в нее входят крупные производители спецавтотехники) связывают это с сокращением финансирования национальных проектов в сфере строительства.

Топ-5 марок самых продаваемых полуприцепов в России по итогам января – сентября 2025 г. возглавляла группа «Тонар». Ее продажи за этот период сократились на 58% до 2430 шт. в годовом выражении, следует из данных Национального агентства промышленной информации. В топ-3 также входит «ТТМ-центр» (-54,4 до 896 единиц) и Bonum (-61% до 883 единиц), за которыми следует Grunwald (-68% до 673 шт.) и «Уралспецтранс» (+3% до 547 шт.).

Возить дорого

Причиной негативной динамики, по оценке «Росспецмаша», стала «запредельно высокая» ключевая ставка ЦБ, сделавшая кредиты и лизинг недоступными для перевозчиков. Она сохранялась на уровне 21% с 28 октября 2024 г. по 8 июня 2025 г., сейчас – 16,5%. «Текущие ставки лизинга в 20–25% годовых остаются тяжелыми для восприятия и работы», – констатирует директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов.

Ситуацию усугубили проблемы в самой отрасли грузоперевозок. Как поясняет Миронов, рост тарифов на услуги перевозчиков не поспевает за ростом их операционных затрат, что приводит к снижению рентабельности. По его словам, «галопирующий рост» расходов на топливо, запчасти, ремонт техники и фонд оплаты труда практически полностью нивелировал доходы у многих компаний, вынудив часть из них уйти с рынка. Эта ситуация, по оценке «Росспецмаша», привела к резкому сжатию предложения услуг на рынке грузоперевозок и снижению потребности компаний в обновлении парка.

По данным агентства «Автостат», продажи новых крупнотоннажных грузовиков-тягачей за 10 месяцев этого года упали на 57% до 37 900 шт.

Дополнительное давление на рынок новых полуприцепов оказывает избыток подержанной техники, массово возвращаемой лизингодателям. По словам Шелгунова, продажи бывших в лизинге 2–3-летних полуприцепов росли на 7–9% месяц к месяцу на протяжении этого года, создавая дешевую альтернативу новым. Вместе с этим, как отмечает представитель «Росспецмаша», производители полуприцепов сталкиваются с растущими издержками на комплектующие, энергию и логистику.

Российский рынок полуприцепов последние годы рос опережающими темпами благодаря политике импортозамещения, и в частности, введению утилизационного сбора, отмечает собеседник. В 2023 г. отгрузки этой техники выросли на 44% до 21 400 шт., уточнил он «Ведомостям».

У российских производителей есть потенциал для роста экспортных поставок в дружественные страны, прежде всего в СНГ, отмечает представитель «Росспецмаша». Но его развитию мешают высокие ставки по рублевому финансированию, делающие российский лизинг неконкурентоспособным на внешних рынках, полагают в ассоциации.

Для принятия долгосрочных инвестиционных решений многим компаниям сегодня в первую очередь нужны предсказуемые и экономически обоснованные тарифы, которые позволят планировать окупаемость техники, считает Миронов. Он добавляет, что без стабилизации рынка даже субсидируемая техника может оказаться убыточной. В сегменте перевозок рефрижераторами, по словам Шелгунова, участники рынка не ждут существенного оживления раньше конца весны 2026 г.

Осторожный оптимизм в оценках ближайшего будущего грузоперевозок выражает президент ассоциации «Автогрузэкс» (включает 18 транспортно-логистических компаний с общим автопарком около 20 000 машин) Вадим Филатов. После падения спроса и тарифов в начале 2025 г. рынок грузоперевозок стабилизировался во втором полугодии, а цены частично восстановились, отмечает он. Лизинговые компании начали распродажу возвращенной им техники – около 40 000 единиц – и до 30% этого объема уже взято в лизинг повторно, отмечает Филатов со ссылкой на данные Объединенной лизинговой ассоциации.

Снижение ключевой ставки до 13% будет стимулировать рост деловой активности и, как следствие, объемов грузоперевозок, считает Филатов. По его оценкам, в этом случае массовое возобновление инвестиций в обновление парков может начаться уже во II квартале 2026 г.

Источник: Ведомости