Продажи российской дорожно-строительной техники на внутреннем рынке в январе—сентябре сократились год к году на 41,3%, до 32,4 млрд руб., подсчитали в Ассоциации «Росспецмаш» (объединяет данные заводов, выпускающих 80% всей российской ДСТ). Темпы падения рынка, следует из данных ассоциации, стали меньше: в первом полугодии показатель достигал 45,4%. В сентябре отгрузки сократились на 25,7% год к году, до 4 млрд руб.
Снижение темпов падения отгрузок не означает, что ситуация выправилась, подчеркивают в Ассоциации.
Производители строительно-дорожной техники находятся в «стабильно сложном положении» начиная со второй половины 2024 года, когда стали резко расти запасы машин и оборудования на складах у дилеров и на заводах, напоминают там. Высокая ставка ЦБ, продолжают в ассоциации, привела к значительному снижению инвестиционной активности машиностроителей и потребителей их продукции.
Основная причина падения спроса на ДСТ, по мнению гендиректора Национальной ассоциации инфраструктурных компаний (НАИК) Марии Ярмальчук, — снижение объемов дорожного строительства и сложное финансовое положение организаций этой отрасли. Согласно исследованию НАИК, с 2022 года резко снижается остаток законтрактованных, но не выполненных работ по госконтрактам на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт автодорог и искусственных сооружений. «Текущее финансовое положение организаций отрасли дорожно-мостового строительства не позволяет обеспечивать обновление парка ДСТ», — считает госпожа Ярмальчук.
По данным «Росспецмаш», отгрузки автокранов за девять месяцев упали в штуках на 50%, кранов-трубоукладчиков — на 71%, телескопических погрузчиков — на 86%, фронтальных погрузчиков — на 42%, автогрейдеров — на 35%, гусеничных бульдозеров — на 57%, катков — на 68%, мини-погрузчиков — на 35%, экскаваторов — на 27%. Рост отгрузок среди основных сегментов наблюдается по кранам-манипуляторам — на 24% и экскаваторам-погрузчикам — на 38%.
Продажи импортной ДСТ, по оценке Дмитрия Бабанского из SBS Consulting, в январе—сентябре также снизились, хотя и меньшими темпами, чем российской.
Впрочем, рынок прошел самые низкие показатели и переходит к тренду на плавное снижение темпов падения продаж, считает большинство опрошенных “Ъ” экспертов. В первом полугодии отгрузки новой техники тормозили распродажи изъятой лизинговой техники, сейчас этот пик в целом прошел, рассказывает источник “Ъ”. «Кроме того, есть сезонность: под конец года традиционно высокий сезон, когда все заказчики начинают "выбирать" годовой бюджет», — поясняет он. Также из позитивных факторов постепенного восстановления рынка — хоть и не быстрое, но снижение кредитных ставок, добавляет господин Бабанский. А на будущий год, продолжает он, ожидается восстановление объемов выдачи ипотечных кредитов до уровня 2024 года.
Аналитики, опрошенные “Ъ”, сохраняют негативный прогноз по спросу на ДСТ в 2025 году. Рынок, полагает источник “Ъ”, останется на низких показателях минимум до 2028 года. По мнению гендиректора аналитической компании Sherpa Group Александры Галактионовой, если в течение 2026 года расходы на автодорожный сегмент будут расти больше, чем запланировано, а расходы на 2027 год и 2028 год значительно не пересмотрят осенью следующего года, то подъем активности по обновлению техники может прийтись на вторую половину следующего года.
Источник: Коммерсантъ

Русский
English (EN)