25 сентября 2025

Обзор машиностроения: кризис на фоне высоких темпов роста производства военной техники

В первом полугодии 2025 года в целом по машиностроительному сектору наблюдается рост производства, но он почти полностью обеспечен увеличением выпуска военной техники и сопутствующего оборудования, сообщает РИА Новости.

 

Резкое ухудшение динамики по итогам полугодия произошло в автомобилестроении (производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов, ОКВЭД 29), где снижение составило 16,6% в годовом сравнении, тогда как по итогам прошлого года эта отрасль была одной из лучших. При этом продажи автомобильной техники (без учета электромобилей) снизились, по данным Минпромторга, на 28,1% до 607,5 тыс. единиц, а продажи новых электромобилей – на 57% до 4778 штук. Примечательно, что до сих пор продаются автомобили, которые были выпущены еще в прошлом и даже позапрошлом годах.

Очень тяжелая ситуация складывается в сельскохозяйственном машиностроении. Производство машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства (ОКВЭД 28.3) снизилось в первом полугодии текущего года на 31,0% в годовом сравнении. Снижение зафиксировано по всему спектру выпускаемой техники. В том числе самый глубокий спад получен в производстве наиболее технологичной продукции – зерноуборочных комбайнов. По данным ассоциации «Росспецмаш», продажи сельхозтехники в денежном выражении сократились на 32,1% до 75,6 млрд руб. Основная причина, помимо жесткой денежно-кредитной политики, низкая доходность аграрного бизнеса, рост себестоимости производства техники и недостаточное финансирование мер господдержки.

В дорожно-строительном машиностроении ситуацию также иначе, как кризисной, не назовешь. Динамика производства всех основных видов данной техники в первом полугодии была отрицательной. При этом темпы спада двузначные: почти втрое снизилось производство автогрейдеров, вдвое – экскаваторов, на десятки процентов – бульдозеров, автокранов, башенных кранов. Основной потребитель этой техники – строительный сектор – в первом полугодии сократил инвестиции в основной капитал на 14,2% в годовом сравнении до 222,1 млрд руб. По данным ассоциации «Росспецмаш», продажи российской дорожно-строительной техники (ДСТ) на внутреннем рынке в первом полугодии сократились на 45,4% относительно результатов предыдущего года до 21,1 млрд руб. При этом в июне падение достигло 62,9%.

Ненамного лучше картина в железнодорожном машиностроении. Производство железнодорожных локомотивов и подвижного состава (ОКВЭД 30.2) снизилось за полугодие на 12,9% в годовом сравнении. Причем ситуация от квартала к кварталу ухудшается. Если в первом квартале снижение составляло в годовом сравнении 8,4%, то во втором квартале – 17,6%. Такой результат обусловлен избыточностью вагонного парка и снижением закупок со стороны ОАО «РЖД», который существенно сократил свою инвестиционную программу. По данным Росстата, инвестиции в железнодорожные пассажирские перевозки в январе-июне 2025 года снизились в годовом сравнении на 47,6% до 85,1 млрд руб., в грузовые перевозки – на 26,5% до 226,5 млрд руб.

Из всех машиностроительных подотраслей, помимо тех, которые обеспечены оборонным заказом, более-менее неплохая статистика наблюдается только в крупном энергетическом машиностроении и станкостроении. В данном случае главным стимулом роста является сложившийся дефицит на внутреннем рынке после ухода западных компаний.

При этом просвета на ближайшем горизонте не видно. Многие предприятия от безысходности режут свои инвестиционные программы и переходят на сокращенные рабочие недели. Во всяком случае в 2025 году ситуация уже вряд ли улучшится, а в некоторых подотраслях кризис может затянуться и на 2026-2027 годы. Состоявшееся в последние месяцы понижение ключевой ставки Центробанком с 21% до 17% пока нельзя назвать серьезным смягчением ДКП. Участники рынка утверждают, что какое-то оживление спроса может наступить только на рубеже 10-12%. Но на такие ставки можно рассчитывать в лучшем случае только в следующем году.