07 апреля 2025

Полуприцепы уполовинились. Их продажи за два месяца упали почти на 50%

Рынок полуприцепов переживает кризис на фоне снижения объемов грузоперевозок, высокой ставки кредитования и слабого спроса на тягачи. Российским производителям не хватает господдержки, считают в профильной ассоциации. По итогам года участники отрасли прогнозируют сокращение продаж полуприцепов минимум на 15%. К росту сегмент может вернуться после нормализации рынка перевозок и снижения ключевой ставки ЦБ, надеются дистрибуторы.

 

Продажи новых автомобильных полуприцепов в России в январе—феврале сократились на 49%, до 3,7 тыс. штук, рассказали “Ъ” в «Росспецмаше». Основными причинами негативной динамики в ассоциации называют высокий «ключ», который привел к «заградительным ставкам» по коммерческим кредитам и лизингу, а также сложное финансовое положение перевозчиков.

На падение рынка в значительной степени повлияло снижение товарооборота в России, уверен директор направления новых полуприцепов группы компаний GTS Артем Серегин. Директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России Эдуард Миронов напоминает, что примерно с середины прошлого года в сегменте автоперевозок зафиксирована тенденция на сокращение объема груза на паллетах. «Продолжение тренда мы наблюдаем и в 2025 году»,— отмечает он, добавляя, что причина такой динамики — высокая ставка ЦБ, которая не дает возможности брать «дешевые» деньги для развития бизнеса. Кроме того, господин Миронов указывает на корреляцию продаж полуприцепов с рынком тягачей, который, по данным «Автостата», продолжает стремительно сокращаться (см. “Ъ” от 2 апреля). «Срок эксплуатации полуприцепов кратно выше срока эксплуатации тягачей, но при этом все равно взаимосвязь между продажами этой техники есть. При уменьшении объема продаж тягачей падает и объем продаж полуприцепов»,— поясняет топ-менеджер.

На российских производителей, согласно «Росспецмашу», по итогам января—февраля пришлось 79% продаж полуприцепов. Доля импорта на рынке продолжает сокращаться, отмечает господин Голубев. «Китайские производители не могут предложить конкурентную цену на свою продукцию, а европейские не могут гарантировать стабильность поставок новой техники»,— поясняет он.

Продажи российской продукции снизились на 45% год к году, до 1,98 тыс. штук, отмечают в «Росспецмаше» (данные компаний, выпускающих 70% полуприцепов в стране).

В частности, отгрузки зерновозов в штуках сократились на 86,8%, тентованных полуприцепов — на 79%, контейнеровозов — на 62%, изотермических полуприцепов — на 43,1%, битумовозов — на 33,4%, нетентованных полуприцепов — на 32,5%, тралов — на 29,7%, бензовозов — на 28,6%, самосвальных полуприцепов — на 18%. В «Авито Спецтехнике» в топ-3 брендов включают «Тонар», Bonum и Luxuda. Следом идут Grunwald и «ИнтерПрицеп». Среди полуприцепов с наработкой наибольшей популярностью пользуются бренды Schmitz Cargobull, Krone, «Тонар», Kogel и СЗАП.

В «Росспецмаше» отмечают, что на российских производителей влияют растущие издержки производства, в том числе расходы на комплектующие, электроэнергию, логистику. Еще один негативный фактор, который сказывается на спросе, — пересмотр условий программ господдержки и объемов финансирования. В ассоциации также отмечают, что необходимо поддерживать перевозчиков и выравнивать условия конкуренции с иностранными компаниями. В 2024 году в Россию из Германии и Польши было завезено более 8 тыс. полуприцепов, добавили в «Росспецмаше».

Эксперты и участники рынка прогнозируют снижение рынка полуприцепов по итогам года. По оценке главного стратега УК «Вектор Капитал» Максима Худалова, продажи будут ниже прошлогодних и составят около 43–44 тыс. штук. Согласно данным Национального агентства промышленной информации, в 2024 году было реализовано 47,7 тыс. полуприцепов.

Источник: Коммерсантъ