21 октября 2024

Продажи дорожно-строительной техники резко снизились

Российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок в августе продукции на 5,1 млрд руб., что на 33,5% меньше по сравнению с августом 2023 года. Об этом РБК сообщили в ассоциации «Росспецмаш» (объединяет заводы, на которые приходится 80% от всего объема производимой в РФ СДТ). По итогам восьми месяцев текущего года продажи сократились на 2%, до 49,5 млрд руб.

 

«Мы уже несколько месяцев наблюдаем снижение отгрузок на внутренний рынок. Это касается не только техники российского производства, но и импорт тоже падает. И это падение ускоряется. Мы наблюдаем, что запасы на складах растут на заводах и у дилеров. А связано это с тем, что снижается потребительская активность, уменьшается количество входящих заказов», — объяснил РБК замдиректора «Росспецмаша» Вячеслав Пронин.

Собеседник РБК выделяет две основные причины снижения: высокий уровень ключевой ставки Центробанка, который «фактически уничтожает инвестпрограммы заводов и инвестпрограммы наших клиентов», а также правила по оплате работ на госстройках. «Фактически застройщики только в следующем году получат деньги за проекты, которые они выполняют в этом году. У них нет собственных наличных средств, а кредиты они взять не могут, потому что ставка завышенная», — заключает он.

Кроме того, на российский рынок продолжают активно выходить китайские импортеры, уточняют в ассоциации. В некоторых сегментах доля иностранных машин превышает 90%, напоминают в «Росспецмаше» (экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики).

Статистика по сегментам

В количественном выражении в январе—августе снизились отгрузки экскаваторов (на 43,5%), кранов-трубоукладчиков (на 36%), автокранов (на 28%), автогрейдеров (на 19,5%), дорожных катков (на 12%), мини-погрузчиков (на 5%). Продажи некоторых других сегментов, наоборот, выросли. Так, отгрузки телескопических погрузчиков увеличились на 68%, экскаваторов-погрузчиков — на 96%, фронтальных погрузчиков — на 62%, гусеничных бульдозеров — на 27%, кранов-манипуляторов — на 4%.

Какие причины называют участники рынка

В «Росспецмаше» для защиты российского рынка предлагают активнее использовать госконтроль за техническим регулированием продукции и лиц-импортеров, призывают следить за выполнением сертификации импортерами.

В августе объем переданной техники, включая иностранные модели, снизился на 30% относительно августа 2023 года, приводят данные в лизинговой компании «Европлан». Основное влияние на спрос в отношении спецтехники оказывает жесткая денежно-кредитная политика, добавляют там.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting отмечает, что август — это в целом мертвый сезон, хотя это и не основной фактор, который влияет на рынок. Основным, по мнению эксперта, является снижение государственных и частных инвестиций в строительную сферу. «В инфраструктуру в первую очередь, но и жилищная стройка тоже. При текущей ставке рынок проседает, строят поменьше», — объясняет эксперт.

Источник: РБК