Как противостоять демпингу иностранных производителей ДСТ. На экваторе 2024 года можно констатировать, что в российском специализированном машиностроении наблюдается разнонаправленная динамика.
Руководители заводов по выпуску специальной техники для целей строительства, руководство и специалисты ассоциации "Росспецмаш", объединяющей до 80% российских заводов дорожно-строительной техники (ДСТ), обсуждая ситуацию на рынке, обращают внимание на различные тренды и события в отрасли.
При этом производители ДСТ демонстрируют показатели выпуска продукции примерно на уровне прошлогодних значений. Одним из главных вопросов, как и в целом для отечественного рынка спецтехники, является растущий импорт. Поэтому наши производители больше педалируют тему защиты внутреннего рынка, реализации механизмов промышленной ипотеки и поддержки станкостроителей, а также необходимость обмена статистической информацией.
По данным портала "Росспецмаш-Стат", отечественные представители дорожностроительного машиностроения поставили на внутренний рынок продукцию на сумму 38,6 млрд рублей - на 6% больше, чем за тот же период прошлого года.
Так, в январе-июне отгрузки телескопических погрузчиков выросли в 2,6 раза, экскаваторов-погрузчиков - на 91%, фронтальных погрузчиков - на 58%, гусеничных бульдозеров - на 25%.
Есть позиции, по которым производство и реализация существенно просели: по экскаваторам отгрузки сократились на 60%, автокранам - на 22%, мини-погрузчикам - на 14%, кранам-трубоукладчикам - на 12%. Отгрузки катков и автогрейдеров остались примерно на уровне прошлого года.
Основными проблемами для отрасли традиционно заявляются агрессивный импорт, высокая и, увы, растущая ключевая ставка ЦБ РФ, а также увеличивающиеся издержки производства.
Непросто ситуация складывается в сегментах производства экскаваторов, фронтальных погрузчиков, асфальтоукладчиков, где доля иностранной техники превышает 90%.
Под иностранной чаще всего подразумевается китайская техника: за счет масштабного производства и господдержки экспорта машиностроители КНР предлагают потребителю более низкие цены - порой на грани или даже за гранью рентабельности.
Впрочем, отечественные компании поддерживают высокую активность в инвестициях в собственное производство, реализуются амбициозные проекты, появляются новые модели техники, чему во многом способствуют меры государственной поддержки.
Руководство предприятий по выпуску ДСТ уже традиционно настаивает на мерах по защите отечественного рынка, в частности, на применении различных тарифных инструментов. Кстати, во многих странах именно так и поступают. Также предлагается расширять сферу применения государственного контроля за техническим регулированием как продукции, так и конкретных импортеров. В частности, отслеживать чистоту и прозрачность сертификации, которая могла бы стать барьером на пути поставок техники низкого качества.
В Минпромторг РФ, курирующий производство спецтехники, регулярно поступают предложения выделять гранты на развитие производства компонентов для ДСТ, расширять и постоянно актуализировать меры господдержки, углублять взаимодействие между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить отечественные предприятия по изготовлению комплектующих льготными кредитами.
Запчасти есть?
Локализация производства комплектующих и запчастей внутри страны - насущная потребность и даже необходимость. Задача эта весьма трудоемкая, потому что производство многих комплектующих необходимо создавать в "чистом поле".
В реальности сейчас доля российских предприятий по выпуску комплектующих на внутреннем рынке отличается в зависимости от сегмента. В сфере производства двигателей это 47%, электрики - 24%, подшипников - свыше 20%, гидравлики - 9%. Конечно, мы любим поговорку, что тормоза придумали трусы, но то, что тормозных систем у нас не производится вовсе - это, наверно, все-таки нонсенс.
Не будет преувеличением сказать, что собственная прочная компонентная база, которая бы обеспечила независимость от импорта, - это задача государственного уровня и масштаба. Именно поэтому руководство "Росспецмаша" предлагает выделять гранты в объеме до 10 млрд рублей ежегодно (с горизонтом до 2030 года) на выпуск комплектующих с нуля и существенное увеличение текущих объемов.
В том же "Росспецмаше" сравнили стоимость комплектующих для специализированной техники и оборудования у нас и в КНР на примере деталей для МКПП трактора. Оказалось, у нас стоимость на детали выше на 160198%. При этом разница стоимости заготовок составляет от 353% до 459%. Причин такой разницы в себестоимости много: в Китае дешевле сырье, ниже налоги, значительно шире масштабы производства, отлажена логистика, лучше обстоят дела с инфраструктурой и доступностью к новым технологиям. И, конечно, гораздо дешевле кредиты.
Новинки ДСТ
Новый русский бульдозер Компания UMG в нынешнем году выпускает на рынок новый современный бульдозер D16H 10-го тягового класса для широкого спектра земляных работ, который станет первым в будущей линейке спецтехники компании. Эта ниша - новая сфера деятельности для UMG, поэтому специалисты компании называют новый бульдозер "эксклюзивной разработкой" и даже "стартапом". У новинки есть вся необходимая спецификация для выполнения земляных работ в промышленном, дорожном, нефтегазовом, гидротехническом строительстве. Бульдозер хорошо ведет себя на грунтах I-III категорий, а для более сложных, типа тяжелой глины, вечной мерзлоты, требуется установка рыхлителя. Машина пригодна для использования на большей части территории страны, в любых климатических условиях."Бульдозеры - это один из основных сегментов ДСТ - и сегодня рынок в силу известных причин испытывает определенный недостаток предложения. Мы представляем потребителю оригинальную, самостоятельную версию такого вида землеройной машины. Более того, UMG готова к производству достаточного количества бульдозеров этой линейки, чтобы в ближайшей перспективе не только насытить рынок, но и занять лидирующие позиции", - отметил генеральный директор UMG Игорь Кульган.
Бульдозер D16H предназначен для послойного срезания почвы, разравнивания, перемещения горных пород и сыпучих материалов, снятия плодородного поверхностного слоя грунта, словом, для всех задач, стоящих перед машинами такого назначения и класса. У него современный двигатель в 190 л. с. с предпусковым жидкостным подогревателем, гидростатическая трансмиссия, обеспечивающая тяговое усилие в 270 кН (в модификациях - тяга до 300 кН и скорость до 11,5 км/ч). Бульдозер оснащается полусферическим отвалом объемом 5,3 кубометра и прицепным устройством. Кроме того, производитель предлагает ряд вариантов комплектации на усмотрение заказчика.
В настоящее время в компании заканчиваются последние опытные испытания модели.
Первые D16H появятся в продаже в IV квартале 2024 года. Другие образцы линейки находятся в разработке, компания обещает представить их в ближайшее время. UMG представляет еще...
Уже упоминавшийся выше отечественный производитель дорожно-строительной и специальной техники UMG недавно представил в Новокузнецке свои новейшие разработки: автогрейдер UMG ДЗ-250 и фронтальный погрузчик WL50.
Погрузчик WL50 имеет высокую производительность, благодаря чему может выполнять большой объем работ за короткое время. Механизм оснащен мощным двигателем и усовершенствованной гидравлической системой, что позволяет ему справляться с тяжелыми грузами. Фронтальный погрузчик в отличие от прежних моделей обладает более высокой маневренностью и легкостью в управлении, что делает его удобным вариантом для работы в ограниченных пространствах.
Погрузчики UMG собираются на заводе "Челябинские строительно-дорожные машины" в рамках специального инвестиционного контракта. На предприятии производится линейка машин грузоподъемностью от 3 до 6 тонн.
Второй представленный в Новокузнецке экспонат - автогрейдер ДЗ-250 - принадлежит к тяжелому классу подобных машин и предназначен для выполнения землеройнопрофилировочных работ. Он может работать на различных грунтах. Кроме того, он будет востребован также в железнодорожном, аэродромном, мелиоративном, ирригационном и гидротехническом строительстве.
Основное назначение ДЗ-250 - выполнение большого объема энергоемких земляных работ в сложных дорожных условиях. "Галичанин" на новом шасси Галичский автокрановый завод расширяет линейку своих кранов-манипуляторов. Первый кран КМА-150-3 уже отгружен и отправится в Курскую область в комплектации "три в одном". Оборудование "построено" на шасси автомобиля УРАЛ-4320 (NEXT) с колесной формулой 6х6.
Подобная комплектация крана-манипулятора позволяет совмещает кран, бурильную установку и автогидроподъемник. Шасси УРАЛ-4320 (NEXT) как нельзя лучше подходит для работы в условиях бездорожья. Данная модель "Галичанина" снабжена еще и дополнительной опцией - тентом для надежной защиты оператора крана от осадков.
Источник: Строительная газета