Спрос на полуприцепы растет относительно рекордного 2023 года. В январе—мае продажи выросли на 38%, а лучшую динамику показал немецкий бренд Krone.
Продажи полуприцепов в РФ в январе—мае выросли на 38%, до 20,4 тыс. штук. Лидером рынка остается отечественный «Тонар» с долей 15,1%, а наиболее активный рост продаж среди топ-5 брендов — более чем в девять раз — показывает немецкий Krone, заняв 6,2% рынка, следует из данных НАПИ.
Гендиректор «Тонара» Денис Кривцов говорит, что во многих сегментах, в том числе самосвалов и контейнеровозов, спрос закрывают местные игроки, но остаются проблемы в части доступности российских шторных полуприцепов, рефрижераторов.
По его словам, у «Тонара» цены в 1,5–2 раза отличаются от цен европейской техники, ввезенной по параллельному импорту. С «политической точки зрения» такой резкий рост продаж Krone — «вопиющая ситуация», отмечает господин Кривцов.
Он считает, что необходимо ограничить импорт или дифференцировать ставки пошлин на продукцию из «недружественных стран». Повышение утильсбора в 2023 году примерно в пять раз заметно не сказалось на продажах импортной техники из-за опережающего роста цен на фоне ажиотажного спроса, добавляет он. Этим летом, писали «Ведомости», комитет Госдумы предложил правительству увеличить утильсбор на полуприцепы в два раза, до 1,2 млн руб. В Минпромторге говорят, что решений не принято.
В «Росспецмаше» также говорят, что необходимо защитить рынок от демпинга поставщиков импортной техники и компонентов. По данным ассоциации, продажи российских полуприцепов в январе—мае выросли на 43,9%, до 32,7 млрд руб., результат в штуках там не уточнили.
Тем временем, по словам Дениса Кривцова, на рынке полуприцепов уже наметилось охлаждение спроса.
«Практически встали продажи самосвальной техники»,— указывает он. Как считает господин Кривцов, на рынок также влияют высокая ставка ЦБ и, как следствие, высокие ставки лизинга и стабилизация цен на перевозки. Эксперты отмечают, что в условиях высоких ставок часть розничных клиентов откладывает покупку до некоей стабильной ситуации.
Средний возраст парка полуприцепов в РФ — 22 года, а 70% техники — старше 12 лет. Заместитель гендиректора ЛК «Европлан» Иван Коровников подтверждает, что потребность в обновлении парка сохраняется.
Источник: Коммерсантъ