Производство отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) за девять месяцев 2023 г. выросло на 22% в денежном выражении по сравнению с тем же периодом прошлого года до 65,2 млрд руб. Такие сведения приводятся в статистике ассоциации «Росспецмаш», которая есть у «Ведомостей». Ассоциация собирает данные компаний, выпускающих 80% всей ДСТ в России.
«Росспецмаш» ведет статистику поквартально. За первое полугодие этого года общее производство ДСТ российскими заводами выросло на 31% до 44 млрд руб. За I квартал рост составил 30% до 19,9 млрд руб.
При этом отгрузки техники на внутренний рынок в этом году стабильно растут: в I квартале на 24% в годовом выражении (17,7 млрд руб.), за полугодие – на 21% (37 млрд руб.), а за девять месяцев они выросли на 22% до 59 млрд руб., следует из данных ассоциации.
В количественном выражении за три квартала 2023 г. отгрузки кранов-трубоукладчиков выросли в 4 раза, экскаваторов – почти в два, дорожных катков – на 22%, кранов-манипуляторов – на 21%, мини-погрузчиков – на 16%, фронтальных погрузчиков – на 6%, экскаваторов-погрузчиков – на 1,6%, приводит данные «Росспецмаш». Снижение поставок за отчетный период наблюдается в сегменте автогрейдеров (на 27%), телескопических погрузчиков (21%), гусеничных бульдозеров (19%), автокранов (1,6%).
Российские машиностроители жалуются на высокую конкуренцию со стороны импортеров. «Агрессивный импорт» негативно влияет на темпы производства российской ДСТ и уже привел к снижению продаж по отдельным ключевым видам машин, отмечает ассоциация. По ее подсчетам, объем импорта ДСТ в денежном выражении с января по июль 2023 г. вырос на 66% до 254 млрд руб.
Зарубежная техника доминирует в таких сегментах, как автогрейдеры, экскаваторы, дорожные катки, фронтальные погрузчики, асфальтосмесительные установки. Доля импорта в поставках этой техники варьируется в диапазоне от 65 до 94%, поясняет «Росспецмаш».
Минтранс летом даже предложил установить с 2025 г. отсекающее требование, которое не допустит строительные компании к госзакупкам, если в их собственности будет находиться менее 30% техники российского производства. Предполагается, что эта доля будет расти по несколько процентных пунктов ежегодно и к 2030 г. достигнет 60%.
Также «Росспецмаш» среди проблем упоминает отсутствие производства в России ряда ключевых компонентов и говорит о необходимости господдержки отрасли через гранты и индексацию утильсбора (разовый платеж, вносимый при выпуске или ввозе техники).
Общий рост выпуска и продаж ДСТ «Росспецмаш» связывает с сохранением высоких объемов строительства и реализацией масштабных инфраструктурных проектов. Одним из крупнейших таких проектов сейчас является строительство новой скоростной платной автотрассы М12 «Восток» от Москвы до Казани с продлением на Екатеринбург. В начале сентября для автомобилистов уже был открыт участок протяженностью 415 км от Москвы до Арзамаса, а в декабре ожидается запуск движения до Казани.
Источник: Ведомости