В 2023 году российское производство спецтехники растет на 6–8%, однако импорт показывает двузначную динамику — от 16 до 50%, подсчитали для «Известий» в ассоциации «Росспецмаш». Местные производители просят правительство предоставить им льготы, предназначенные для ИТ-сферы. Машиностроители заявили «Известиям», что сложившуюся кризисную ситуацию можно разрешить путем серьезных инвестиций в НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы). По мнению представителей отрасли, мотивировать наших предпринимателей сейчас помогут такие меры, как возможность предоставления государственных гарантий при сделках и таможенное регулирование на ввозе продукции. Подробности — в материале издания.
Спецмаш приравнять к ИТ
За семь месяцев 2023 года импорт строительно-дорожной техники в Россию в денежном выражении вырос по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 66,4% и достиг 254,1 млрд рублей, импорт прицепной техники увеличился на 37% (до 13,1 млрд рублей), ввоз сельхозтехники вырос на 65% (до 145 млрд рублей), пищевого оборудования — на 87% (до $927,1 млн). Такие данные предоставили «Известиям» в ассоциации «Росспецмаш», которая объединяет более 200 компаний — производителей сельскохозяйственной, строительно-дорожной техники, а также оборудования для пищевой промышленности.
— В настоящее время российские машиностроители поставляют на внутренний рынок примерно 60% сельхозтехники, и поэтому здесь есть существенное пространство для импорта, — сказал «Известиям» президент «Росспецмаша», член Бюро правления Союза машиностроителей России Константин Бабкин. — Причем особенно это касается небольших тракторов. Специальная техника для плодоводства, для тепличного хозяйства — это в основном импорт. И нашим производителям тут не всегда удается быть конкурентоспособными. По пищевому оборудованию Россия занимает примерно 40% собственного рынка. В сегменте строительно-дорожной техники ситуация хуже — там порядка 5% участия российских производителей на внутреннем рынке.
По данным ассоциации, в этом году российское производство техники растет на 6–8%, однако импорт показывает двузначную динамику роста — от 16 до 50%.
— Так получилось, что все сегменты, где ЕС добровольно отказался от российского рынка, сейчас резко занял Китай, — говорит Константин Бабкин. — Наши производства пытаются осваивать свой рынок, но препятствием становится неконтролируемый импорт. Если такая тенденция будет продолжаться, то часть предприятий может ждать судьба закрывшихся Волгоградского и Челябинского тракторного заводов. А ведь это рабочие места и оживление городов, удержание молодежи в регионах.
Из-за сложившейся ситуации ассоциация «Росспецмаш» обратилась к правительству РФ с просьбой о принятии новых защитных мер для отечественных производителей (документ есть у «Известий»). Ассоциация попросила кабмин смягчить кредитную политику в отношении производителей спецтехники. Также объединение попросило власти об активной поддержке российского экспорта машиностроения на зарубежных рынках. Кроме того, производители спецмаша призвали ввести льготы для производителей компонентов спецтехники, аналогичные тем, какие сейчас получают в сфере ИТ. Машиностроители просят также освободить от налога на прибыль, отменить на время НДС, принять специальные кредитные пакеты.
По словам Константина Бабкина, правительство рассматривает возможность мер поддержки.
— В настоящее время идет переписка с правительством, которое изучает возможность введения «ИТ-льгот» для отечественных машиностроителей. Но официального ответа пока нет, — сообщил он.
В Минпромторге, Минфине и пресс-службе кабмина на момент выхода статьи разъяснить «Известиям» готовность предполагаемых мер не успели.
Вместе с тем, как заверили в Фонде развития промышленности, государство определенным образом старается помогать российским производителям спецтехники. Например, запущена программа, по которой российские предприятия могут получать льготные займы до 5 млрд рублей на 10 лет под 1% годовых. На эти средства можно реализовать проекты по созданию серийных производств узлов и агрегатов для колесных транспортных средств и специализированной техники. Кроме того, сейчас действует программа «Комплектующие изделия», по которой предприятия могут на льготных условиях получить до 1 млрд рублей на 5 лет под 1 и 3% годовых на организацию производства изделий, повышающих уровень локализации конечной российской продукции.
Возросший импорт связан с динамикой колебания курса национальной валюты по отношению к доллару США и юаню, объясняет директор Strategy Partners Екатерина Михалева. За счет укрепления рубля в середине прошлого года и относительно выгодного курса пары USD/RUB вплоть до середины нынешнего года стало возможным существенно нарастить выпавшие объемы поставок европейской спецтехники и машин из дружественных стран (Китай, Индия).
Так, средний курс в III–IV кварталах 2022 года был существенно ниже средних значений за предыдущие три года, при этом в I квартале 2023 года средний курс был на уровне значений 2020–2021 годов. Динамика пары юань–рубль была схожа с парой доллар–рубль. Сложившиеся курсы валют во второй половине прошлого и в I квартале текущего года были выгодны для наращивания импорта спецтехники и очевидного замещения европейских поставок, отмечают в Strategy Partners.
— В текущей ситуации рынку приходится перестраиваться на новых поставщиков, марки и специфику обслуживания новой техники. Данный фактор также требует дополнительных инвестиций со стороны конечных покупателей, — говорит Екатерина Михалева.
Источники на рынке сообщили «Известиям», что в настоящее время подавляющее большинство машиностроителей стало постоянно сталкиваться с проблемой опережающего роста импорта, который носит, по словам предпринимателей, исключительно агрессивный характер за счет низких цен на уровне себестоимости или даже ниже ее. При этом всесторонняя поддержка иностранных компаний позволяет им без финансовых потерь вести такую ценовую политику, увеличивая свое присутствие. А это, по мнению опрошенных машиностроителей, уже негативно сказывается на темпах выпуска продукции отечественного специализированного машиностроения (особенно это касается производства строительно-дорожной техники).
Как отмечают в «Росспецмаше», агрессивная экспортная политика зарубежных компаний заключается в том, что они тратят огромные бюджеты на продвижение своей техники на рынке России, благодаря поддержке национальных государств они могут удерживать цены на свою продукцию на очень низком уровне, могут предоставлять покупателям большие скидки, затоваривать склады, чтобы потом отгружать клиентам технику по прежним ценам сразу же после оплаты, без срока ожидания.
— Отечественные заводы направляют большие инвестиции на реализацию масштабных проектов, выпускают новые модели техники, создают рабочие места, — отмечает Константин Бабкин. — А получается так, что мощности предприятий недозагружены, хотя имеющиеся у них технические и технологические возможности позволяют существенно нарастить выпуск продукции.
Начальник отдела маркетинга АО «Курганский машиностроительный завод конвейерного оборудования» Анастасия Трубина заметила, что «вопрос действительно становится критичным: рост числа поставщиков аналогичного нашему оборудования происходит последние два года».
— Думаю, ситуацию можно разрешить путем инвестиций в НИОКР, — отмечает она. — Проблема еще и в том, что сейчас мы наблюдаем растущий кадровый голод. А это уже вопрос к наличию ресурсов. Сейчас срочно необходимы такие меры, как возможность предоставления государственных гарантий при сделках, таможенное регулирование на ввоз продукции.
Представитель отрасли признает, что на данный момент государство ведет активную политику стимулирования ТОРов (территорий опережающего развития). Поэтому, возможно, целесообразным было бы предоставление дополнительных льгот резидентам, приобретающим оборудование отечественного производства.
Источник: газета «Известия»