Рынок полуприцепов адаптировался к кризису: выпуск и продажи российских заводов в 2022 году сократились лишь на 3%. Уход иностранных игроков позволил им наращивать долю в общих продажах и выходить в новые сегменты. Однако по некоторым направлениям, например, в наиболее сложных и дорогих рефрижераторах, спрос восстанавливается медленнее.
В 2022 году продажи отечественных полуприцепов на внутреннем рынке сократились на 3%, до 14,5 тыс. штук, подсчитал «Росспецмаш» (объединяет данные 70% производителей сегмента). Также на 3% снизилось производство (до 15 тыс. штук), однако в денежном выражении оно, наоборот, выросло на 15% — до 49 млрд руб.
В начале 2023 года производство продолжило снижаться — на 4–5%, хотя продажи растут на 11%, предварительно оценивает «Росспецмаш». Но не все сегменты показывают положительную динамику.
Так, продажи рефрижераторов в январе упали на 28%. В 2022 году весь этот сегмент сократился вдвое, до 2,5 тыс. штук.
В Минпромторге говорят о сокращении рынка в целом на 5,7%, выпуска — на 3%. Однако, отмечают там, в 2022 году в РФ наблюдался небольшой рост производства тралов, зерновозов, контейнеровозов, битумовозов и других. Доля российских производителей полуприцепов в 2022 году выросла до 77% против 63% годом ранее.
«Мы даже недооценили скорость восстановления спроса, ожидая, что на уровень 2021 года он выйдет нескоро, а это произошло за один-два квартала»,— говорит гендиректор «Тонара» Денис Кривцов, добавляя, что компания вышла по производству на уровень начала 2022 года. «Тонар» продолжает инвестпрограмму, в том числе вкладываясь в расширение выпуска и рефрижераторов: «Наш партнер ведет работу по локализации холодильных установок, сейчас они ввозятся — из Китая и по параллельному импорту». Пока по рефрижераторам выпуск ниже, чем годом ранее, уточнил господин Кривцов: «Среди магистральных это самый сложный и дорогой прицеп, и такие инвестиции требуют осмотрительности, поэтому новые клиенты пока только тестируют технику, но мы с позитивом смотрим на восстановление этого рынка».
В «Росспецмаше» отмечают, что одновременно со снижением спроса на фоне кризиса в 2022 году, в том числе в связи с подорожанием кредитов и лизинга, санкции ЕС ограничили грузоперевозки, на рынке «высвободился дополнительный транспорт».
Только в четвертом квартале были наработаны новые логистические цепочки, и началось восстановление прежних объемов грузоперевозок, уточнили там.
Ключевыми шагами для развития производства в России полуприцепов в «Росспецмаше» считают стимулирование спроса на продукцию производителей РФ через «субсидирование и выравнивание условий конкуренции с иностранными компаниями».
Источник: Коммерсантъ