13 декабря 2022

Двойные санкции для спецтехники

Российские производители спецтехники бьются с китайскими за нишу подпавших под санкции европейских, американских и японских компаний, которые, впрочем, находят обходные пути для продаж в России и даже наращивают объемы сбыта. 

 

Хотя импорт в этом году несколько сократился, а собственное производство вновь выросло, российские компании частично продолжают зависеть от импортных комплектующих, а цены у их азиатских конкурентов оказались ниже, чем прежде, из-за крепкого рубля и демпинга. Кроме того, как выяснилось, российский рынок пока несвободен и от спецтехники из стран, которые сами же в силу санкций запретили поставлять в Россию свою продукцию (в частности, продажи даже выросли в этом году у польской Dressta и остались почти на досанкционном уровне у немецкой Liebherr; подробнее об этом ниже). В ассоциации производителей специализированной техники «Росспецмаш», которая объединяет ведущих российских производителей, считают, что использование иностранной техники связано с рисками недопоставки запчастей, а усиление господдержки отечественных производителей позволит им наращивать свою долю на внутреннем и внешнем рынках.

Рынок спецтехники в прошлом году пережил 50-процентный рост, связанный с увеличением объемов строительства и реализацией крупных инфраструктурных проектов. Производство дорожно-строительной техники (ДСТ) в России в прошлом году выросло сразу на 28% в денежном выражении и достигло 56,1 млрд рублей, подсчитали в «Росспецмаше». По данным Ассоциации, уже за девять месяцев этого года российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели продукции на общую сумму 53,3 млрд рублей — на 38% больше, чем за аналогичный период 2021 года. Это свидетельствует о высокой востребованности спецтехники, которая не спадает с прошлого года. О росте спроса на свой продукт говорит и один из производителей спецтехники.

Но не сильно отстает и импорт. В начале года отмечалось резкое увеличение продаж техники основных иностранных производителей (только у экскаваторов Komatsu в первом квартале был рост на 72% относительно аналогичного прошлогоднего периода), но в марте, со вступлением в силу санкций на продукцию ряда западных производителей, основными поставщиками стали азиатские компании.

«Производители из ряда стран прибегают к демпингу, пытаясь занять нишу западных компаний, часть которых ушла с российского рынка, что негативно влияет на наше производство: мы могли бы в этом году прирасти и больше, — пояснил “Эксперту” заместитель директора ассоциации “Росспецмаш” Вячеслав Пронин. — При этом у них нет централизованных сервисных центров и гарантий поставок запчастей, обучения операторов и прочих возможностей, которые предоставляют российские производители».

Но, как выяснилось, ряд западных производителей продолжает загадочным образом поставлять спецтехнику в Россию, главным образом бульдозеры. В частности, по данным Федеральной таможенной службы, за девять месяцев этого года польский поставщик бульдозеров Dressta почти вдвое увеличил поставки по сравнению с тем же периодом прошлого года (15 единиц против 9 годом ранее). Продает их работающая на территории РФ дилерская компания «Ферронордик машины» с польских заводов Stalowa Wola. Среди них и наиболее востребованные модели мощностью свыше 100 л. с (TD-15M, TD-25М и TD-40Е). Немецкий производитель спецтехники Liebherr через официального дистрибьютора ООО «Либхерр-Русланд» продал за девять месяцев этого года 90 единиц бульдозеров, что немногим меньше досанкционного периода (97 единиц в прошлом году). Он предлагал пять моделей своих бульдозеров марки PR — все выше 100 л. с. При этом производители из стран, которые ввели санкции против России, открыто участвуют в выставках техники.

Ассоциация «Росспецмаш» считает, что важно защитить внутренний рынок от импорта за счет введения антидемпинговых мер, требования обязательного сервисного сопровождения и повышения ставок утилизационного сбора для ввозимой спецтехники.

Источник: Эксперт