14 июня 2022

Потребители металлопродукции страдают от высоких цен

Пока правительство и металлурги спорят о том, как поддержать отрасль, потребители металлопродукции страдают от высоких цен. Хотя в случае снижения стоимости металла они могли бы нарастить производство на десятки процентов.

 

 В конце мая исполнительный директор ассоциации «Русская сталь» (объединяет крупнейшие компании отрасли) Алексей Сентюрин в комментарии для РБК заявил, что «акциз на сталь и повышенный НДПИ приводят к убыточности ряда металлургических компаний, которые уже начинают снижать объемы производства из-за высокой себестоимости». В «Русской стали» посчитали, что эти сборы добавляют к себестоимости металла до 10%. Плюс крепкий рубль, который «роняет» маржинальность экспортных поставок.

Против металлургов играет и логистика: стоимость фрахта из Владивостока в Китай выросла в два — два с половиной раза.

Ситуация вынудила их обратиться в правительство, чтобы оно приняло меры, позволяющие стабилизировать ситуацию. Реакция последовала быстро, но не та, которой, очевидно, ожидали в «Русской стали»: ФАС вынесла Алексею Сентюрину предостережение от совершения действий, предусмотренных 11-й статьей закона «О защите конкуренции». Речь в ней идет в том числе о признании картельным сговором соглашений между хозяйствующими субъектами, которые приводят к сокращению производства товаров. Иными словами, ФАС может расценить снижение объемов производства металлургами как сговор.

Впрочем, металлургов это не остановило. В начале июня в Туле при поддержке «Русской стали» прошел ежегодный Металлургический саммит, где в присутствии представителей правительства вновь была поднята тема снижения налоговой нагрузки на отрасль с тем же посылом: из-за изменившихся условий налоговая система нуждается в корректировке. Реакция участвовавших в обсуждении заместителей министров промышленности и финансов на предложения металлургов в публичном поле обнародована не была.

Впрочем, несколькими днями позже, после уже упомянутого совещания с участием президента, глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что его ведомство пока не видит необходимости в срочной отмене акциза на сталь: «За первые четыре месяца финансовый результат по предприятиям металлургии неплохой по сравнению с 2021 годом, поэтому срочно, наверное, принимать скоропалительных решений не требуется, — сказал он, — Но, как я подтверждаю, мы с Минфином уже начали диалог, потому что мы видим, что последние полторы недели тенденция негативная, в первую очередь из-за курса рубля». Что касается отмены повышенного НДПИ, то и здесь министр считает, что спешки нет, а основные проблемы у металлургов из-за слишком дорогого рубля.

 

Кто здесь утопающий?

Новейшая история взаимоотношений отрасли с правительством по поводу фискальной нагрузки началась год назад с яркого заявления первого вице-премьера Андрея Белоусова: металлурги, по его мнению, хорошо заработали из-за роста цен на металл, продавая его в том числе организациям, финансируемым из бюджета. «Мы посчитали, что металлурги нас — извините за это слово — нахлобучили в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на сто миллиардов рублей», — сказал он в интервью РБК. Изъять эти сверхдоходы и были призваны акциз и повышенный НДПИ. Так что государство в какой-то мере удовлетворение получило. Правительство поддержало и строителей, запустив льготную ипотеку, что привело к росту цен на рынке недвижимости, и стройкомплекс смог заработать даже с учетом подорожания металла.

Но так повезло далеко не всем. Среди последних, например, машиностроители.

«С января до июля прошлого года на некоторые виды металлопроката мы зафиксировали трехкратное увеличение цены, — рассказывает Станислав Кедик, генеральный директор Рубцовского завода запасных частей (производитель сельхозтехники и запчастей к ней). — Затем, во второй половине года, цена скорректировалась вниз на 10‒15 процентов. А с начала этого года цена снова поднялась, практически дойдя до пикового уровня середины прошлого года».

«Крупные металлургические заводы очень быстро в одностороннем порядке поменяли условия сотрудничества. Они просто прислали письмо на бланке об аннулировании старой спецификации “в связи с увеличением спроса в мире после пандемии и локдаунов”, — говорит Иван Корнеев, управляющий собственник челябинской компании “Современные технологии изоляции” (занимается изоляцией труб). — Я даже не мог обсудить какие-то условия для смягчения ценового удара или отсрочки».

Финансовый директор Кыштымского машиностроительного объединения (производитель горно-шахтного оборудования и бурового инструмента, входит в группу «Канекс») Марина Швейкерт отслеживает цены на металл: «Мы не крупное предприятие. У нас чуть больше миллиарда выручка, шестьсот работающих… Но мы делаем металлоемкую продукцию. И цена в зависимости от номенклатуры на металлопрокат выросла от двух до двух с половиной раз. Так что мы сейчас работаем, если смотреть по полной себестоимости, практически в ноль».

Михаил Ерошкин, начальник управления материально-технического обеспечения Электростальского завода тяжелого машиностроения (ЭЗТМ) говорит, что сегодня цена на металлопрокат относительно лета 2020 года, когда начался рост, выше в 2‒2,2 раза.

«Доля металлопроката в различных номенклатурных группах нашей продукции колеблется от 15 до 70‒80 процентов, — продолжает коммерческий директор ЭЗТМ Дмитрий Матвеев. — И, соответственно, цена конечного изделия у нас тоже начинает расти за счет того, что увеличивается себестоимость».

Такая же ситуация у всех прочих наших собеседников из машиностроительной отрасли. В конечном счете рост себестоимости в лучшем случае приводит к снижению темпов роста спроса на их продукцию, производства и продаж.

К примеру, по итогам первого квартала, по данным ассоциации «Росспецмаш» (объединяет производителей сельскохозяйственной и строительно-дорожной техники), отгрузка сельхозтехники на российский рынок увеличилась на 47% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В свою очередь, российские заводы строительно-дорожного машиностроения выпустили продукции на 36% больше. Однако в марте цены на металлопродукцию рванули вверх, и отечественные производители СДТ зафиксировали резкое сокращение заказов: в среднем от 40 до 70%, а в некоторых случаях и до 90%.

Похожая ситуация и у производителей сельхозтехники: они фиксируют снижение темпов роста производства и уже не ожидают рекордных показателей по итогам 2022 года.

Конечно, нельзя сказать, что дороговизна металла стала здесь определяющим фактором. Но свой вклад она все-таки внесла.

«Из-за роста цен на металл и комплектующие мы подняли цены на 15‒20 процентов и теперь не можем поставлять технику со скидкой по Программе-1432 (Программа предполагает предоставление субсидий из федерального бюджета производителям сельскохозяйственной техники, что позволяет им продавать технику дешевле. — “Эксперт”), — объясняет заместитель директора ассоциации “Росспецмаш” Денис Максимкин. — Эта программа предполагает ограничения по увеличению стоимости машин. Государство говорит: вы можете поднять цену только, условно, на пять процентов. И не важно, насколько при этом выросла себестоимость. Когда металл дорожает, себестоимость становится выше, чем разрешенный уровень цены продукции в рамках господдержки. Если сейчас металл отыграет в цене, станет дешевле, себестоимость снизится, компании смогут вернуться в эту программу. Но это произойдет не скоро, так как цикл производства у нас длинный. Сейчас же необходимо в Программе 1432 предусмотреть возможность корректировки цен на технику в 2022 году».

Чтобы добиться снижения цен на металл, машиностроители в марте предложили ряд мер, стимулирующих поставки металлопродукции на внутренний рынок. В частности, введение экспортной пошлины и отмену возврата НДС при экспорте.

«Нас не удовлетворяет не только цена, а вообще подход к ценообразованию металла на внутреннем рынке, — говорит заместитель директора “Росспецмаша” Вячеслав Пронин. — То, что у нас есть своя металлургия, — это конкурентное преимущество для страны. И у нас как машиностроителей должно быть более выгодное положение, чем у наших зарубежных конкурентов. Но когда нам говорят, что, извините, это биржевой товар и у вас будет цена мировая, то все конкурентное преимущество испаряется. Мы считаем, что пусть будет привязка к мировым ценам, но на внутреннем рынке цена должна быть ниже хотя бы на 20‒30 процентов. Как минимум минус логистика».

С тем, что цена на внутреннем рынке должна быть ниже, чем на внешнем, чтобы обеспечить преимущество отечественным производителям, согласен руководитель холдинга Butrimov Exclusive Business Алексей Бутримов. Но практика показывает, что случается и обратное. «Металл мы закупаем в России, но сейчас столкнулись с ситуацией, когда при закупке металла у российского поставщика мы получаем металл из Китая, — рассказывает он. — И оказывается, что он даже дешевле, чем если мы будем покупать его в России, даже с учетом наценки посредника и всей логистики. Именно поэтому сейчас стараемся напрямую закупать необходимые комплектующие непосредственно в Китае».

 

Машиностроители уверены, что в случае снижения цен они могли бы нарастить производство и тем самым обеспечить рост спроса на металлопродукцию, что позволило бы металлургам загружать собственные мощности.

«Цена на металл для нас играет первоочередную роль, потому что его доля в себестоимости производства, например, сменных рабочих органов для сельскохозяйственной техники составляет более 70 процентов, — рассказывает Станислав Кедик. — Из-за роста цен на металл в прошлом году мы повышали стоимость продукции, что, конечно, било по нашим продажам и нашим рыночным возможностям. Мы предполагаем, что в случае снижения цены на металлопрокат на 35‒40 процентов от текущей цены мы сможем нарастить объемы производства и продаж процентов на 25‒30 только на российском рынке. А мы еще достаточно много продаем на рынках Средней Азии и Казахстана. Из-за высокой стоимости металла и курса рубль‒тенге наша продукция там стала дороже китайской или турецкой. Если бы цена на металл снизилась, мы бы могли компенсировать укрепление рубля и быть более конкурентоспособными на этих рынках. А если бы курс вернулся к уровню в 72‒75 рублей за доллар, то в целом мы могли бы в полтора раза нарастить свое производство и продажи».

Источник: Эксперт