31 мая 2022

Производитель осей для полуприцепов снабдит комплектующими всю страну

Активная поддержка отечественных производителей прицепов и полуприцепов со стороны государства в последние 5-6 лет помогла нарастить производство спецтехники в России, а также снизить долю импорта. Сейчас эта поддержка, в том числе и на региональном уровне, особенно важна компаниям отрасли. Например, крупнейший производитель в сфере спецтехники ООО «Тонар» из Орехово-Зуево благодаря полученному за 1 рубль земельному участку сможет начать строительство нового производства осей для полуприцепов. Вскоре компания планирует получить и льготный заем от Фонда развития промышленности РФ.

 

Господдержка нарастила прицепы

Производство в России автотранспорта, прицепов и полуприцепов за последние шесть лет увеличилось более чем в два раза, свидетельствуют данные Росстата. При этом в 2021 г. автомобильных полуприцепов изготовили на 43 млрд руб., что на 50 % больше показателя 2020 г. Отгрузки на внутренний рынок РФ, по данным интернет-портала «Росспецмаш-Стат», за прошлый год выросли на 40 % до 42,7 млрд руб.

 По словам экспертов, причиной стремительного роста объемов производства и продаж в отрасли стали меры господдержки, до введения которых ситуация была несколько иная. «К 2017 г. 65 % всего рынка составляли импортные полуприцепы, в основном с запредельно высоким сроком эксплуатации, которые было дешевле продать в Россию, чем утилизировать в Европе, ‒ рассказал собеседник в ассоциации «Росспецмаш». –  Засилье дешевого вторичного импорта не давало развиваться отечественным производителям». С 2018 г. ситуация стала меняться: государство предоставляет поддержку в виде субсидий для производителей спецтехники на предоставление скидок покупателям, а также появилась возможность брать спецтехнику в лизинг по льготной ставке. «Меры поддержки позволили улучшить качество отечественной техники, добиться локализации производства запчастей, включая изготовление осевых агрегатов, – указывает собеседник в «Росспецмаше». –  В итоге доля импорта автомобильных полуприцепов на российском рынке в количественном выражении сократилась на сегодняшний день до 22 %».

 В I квартале 2022 г. ситуация изменилась: существенно выросла стоимость комплектующих, особенно иностранного производства, при этом спрос на конечную продукцию снизился на 40‒70 %. Собеседник в «Росспецмаше» поясняет, что рост ключевой ставки и недоступность в связи с этим заемных средств и лизинга стали ключевым фактором в снижении интереса к данной продукции со стороны покупателей. И отрасль вновь нуждается в поддержке на федеральном и региональном уровне в виде субсидирования лизинговых ставок, займов и иных льгот для производителей в России критически важных комплектующих, отмечает собеседник.

Расширяя производство осей

«Тонар» на сегодняшний день является одним из крупнейших российских производителей прицепной и полуприцепной техники и единственным в стране производителем карьерных самосвалов и автопоездов повышенной грузоподъемности. Это завод с 30-летней историей, с производственными помещениями площадью более 19 га, складом в 6 га, где в общей сложности трудится более 1600 человек со средней заработной платой 109 000 руб. в месяц. Завод относится к системообразующим предприятиям.

 В прошлом году, как рассказал газете «Ведомости» генеральный директор машиностроительного завода «Тонар» Денис Кривцов, было принято решение о запуске нового цеха по изготовлению осей для полуприцепов.

 «Мы производим оси для нужд собственного производства уже двадцать лет, сейчас же мы планируем наладить выпуск для закрытия потребностей в осях более 50 российских производителей спецтехники», – рассказывает Денис Кривцов.

 Компания в 2021 г. уже инвестировала в развитие производства 650 млн руб., в 2022 г. намерена вложить в новое производство еще 400 млн руб. Но для строительства нового цеха и закупки оборудования для производства комплектующих спецтехники этого недостаточно.

 За дополнительным финансированием «Тонар» обратился в Фонд развития промышленности. Этот фонд работает с 2014 г., здесь крупные компании могут получить целевые займы по ставкам 1 % и 5 % годовых сроком до 7 лет в объеме от 5 млн до 2 млрд руб. Средства выделяются на   финансирование проектов, направленных на разработку новой высокотехнологичной продукции, импортозамещение, лизинг производственного оборудования, станкостроение, цифровизацию действующих производств, производство предприятиями ОПК высокотехнологичной продукции гражданского или двойного назначения, производство комплектующих, маркировку товаров и повышение производительности труда. Заявка завода «Тонар» сейчас на рассмотрении в ФРП РФ, а специалисты регионального ФРП ее сопровождают. Как системообразующее предприятие РФ компания уже получила льготный кредит в одном из российских банков.

Но для строительства нового цеха одних инвестиций недостаточно – необходима земля. «Участок нам был нужен в Орехово-Зуево, рядом с нашим производством, – рассказывает Денис Кривцов. –  Было два варианта: взять землю в аренду или купить». Аренда на общих основаниях, по его словам, невыгодна: сумма платежей за год сопоставима со стоимостью покупки участка. Приобретение же земли в собственность – мероприятие долгое, поскольку предусматривает обязательное участие в торгах, процесс этот может затянуться на восемь ‒ девять месяцев.

Решением стала программа Министерства инвестиций, промышленности и науки Московской области с предоставлением земельных участков в аренду за 1 рубль в год компаниям, занимающимся импортозамещением. «Нас в этой программе привлекла не столько цена, хотя и она важна, сколько скорость выделения участка, – рассказывает Денис Кривцов. – В ситуации, когда уже закуплена часть оборудования и есть желание оперативно начать строительство, оперативное выделение земли – это крайне важно».

 В результате заводу для строительства нового цеха были подобраны три участка общей площадью 8 га неподалеку от основных производственных помещений. И ООО «Тонар» вскоре приступит к реализации проекта.

 

Источник: Ведомости