21 февраля 2022

Подъем с колес: продажи российской спецтехники растут

По данным Ассоциации «Росспецмаш», в прошлом году российские производители строительно-дорожной техники (СДТ) выпустили продукции на общую сумму 56,1 млрд рублей (+28% к 2020-му). При этом отгрузки на внутренний рынок составили 55,3 млрд рублей (+29%, что стало рекордным показателем роста). Так, только продажи кранов-трубоукладчиков за 12 месяцев 2021 года увеличились в количественном выражении на 280%, мини-погрузчиков — на 57%, автогрейдеров — на 22%, гусеничных бульдозеров — на 16,6%, автокранов — на 13%, фронтальных погрузчиков — на 10%. Более того, в 2021-м в России было запущено производство отечественных телескопических погрузчиков (с конвейеров сошли первых 96 единиц).

 

Повод для гордости появился в прошлом году и у конкретных предприятий. Ростовский машиностроительный завод «БОНУМ», выпускающий технику для крупнейших топливных, сельскохозяйственных, строительных и транспортных компаний России и СНГ, по итогам 2021 года произвел свыше тысячи полуприцепов (шторных, бортовых, самосвальных) — на 40% больше, чем в 2020-м.

На такую положительную в целом рыночную динамику повлиял, в первую очередь, фактор отложенного спроса, простимулированный своевременно стартовавшими программами государственной поддержки.

Вместе с тем, развитие рынка СДТ могло быть и более существенным, но его сдерживал беспрецедентный рост цен на металл (в диапазоне 56-87%, а по отдельным видам продукции было даже стопроцентное повышение). Заметно подорожали и комплектующие, и кредиты, поднялись тарифы на энергоресурсы. Вкупе это привело к увеличению себестоимости производства специализированной техники на 20% и выше — в зависимости от вида машин. Большинство заводов, правда, участвует в программах господдержки, поэтому традиционно они не поднимают цены на свою продукцию более, чем на величину индекса дефлятора.

Поэтому, несмотря на ежегодный рост отгрузок и производства отечественной СДТ на протяжении последних лет, текущие мощности заводов все-таки недозагружены. Сохраняется большой потенциал для дальнейшего наращивания объемов, особенно при создании равных условий конкуренции с иностранными компаниями. Не менее активно российская спецтехника сейчас начинает осваивать и зарубежные рынки.

К примеру, Grünwald — завод-изготовитель полуприцепов в России, начавший свою деятельность в 2007 году на территории Калининградской области, — открыл полноценное представительство в болгарской столице Софии. Представлять интересы бренда в стране доверено компании MS Trucks & Trailers. Первым продуктом, поставляемым в Болгарию, стал легкий самосвальный полуприцеп с автоматическим управлением подвеской и системой онлайн-мониторинга рабочих параметров.

Предстоит отечественным машиностроителям нарастить продажи и в Молдавии. В частности, условия доступа российских производителей спецтехники на местный рынок представители «Росспецмаша» и Торгпредства РФ в республике обсудили на днях с молдавской стороной. В Ассоциации подчеркивают, что Молдавия — это важное направление экспортных поставок для российских заводов СДТ, и наши компании готовы не только наращивать объемы экспорта современных машин, но и рассмотреть возможность межгосударственной кооперации.

На фоне таких новостей, даже учитывая все сдерживающие факторы и сохраняющуюся неопределенность в связи с пандемией, в «Росспецмаше» рассчитывают, что производственные результаты и объемы продаж по итогам текущего года окажутся не ниже прошлогодних и вновь станут рекордными.

Новости и новинки СДТ

В 2022 году ростовский машиностроительный завод «БОНУМ» планирует запустить новые мощности в Аксайском районе, что позволит увеличить объемы производства до 170 единиц техники в месяц и обеспечить большое количество новых рабочих мест. Также в планах компании — дальнейшее развитие производственных мощностей, расширение ассортиментной линейки и выход на новые зарубежные рынки.

Завод «КОМЗ-Экспорт» — в содружестве с предприятием по производству коммунальной, дорожно-строительной, самосвальной техники «Truck Урал» — выпустил первый автобетоносмеситель с полезным объемом перевозимой бетонной смеси 10 куб. м, работающий на экологически чистом природном газе (сжиженном/LNG и компримированном/CNG), соответствующем стандарту Евро-5.

К преимуществам новой модели можно отнести и экономическую выгоду: главное отличие метана от бензина или дизельного топлива — его стоимость (цены на газ ниже в 2-3 раза).

Завод «Кургандормаш» выпустил партию комбинированных дорожных машин МД-C41R1. Эта компактная и маневренная модель с распределителем сухих противогололедных материалов (ПГМ) была специально разработана для зимнего и летнего содержания городских дорог любой категории. Обработка дорожного полотна сухими ПГМ возможна с его увлажнением жидкими реагентами для более быстрой активации реагента. Оборудование обеспечивает точность дозировки ПГМ благодаря автоматической привязке к изменению скорости движения машины и ширины обрабатываемой полосы.

Завод «Тонар» проводит ходовые испытания нового шарнирно-сочлененного самосвала Т-35 модели 7507. У этой техники нет аналогов в российском машиностроении. Грузоподъемность нового самосвала составляет 35 тонн. Передняя подвеска — полунезависимая с А-образной рамой на резинометаллическом шарнире с упругими элементами. Задняя — зависимая, балансирная с резиновыми упругими элементами и реактивными штангами. На самосвале установлена гидравлическая коробка передач с гидротрансформатором, имеющая передаточное число главной передачи 19,24. Т-35 комплектуется двумя марками дизельных двигателей: Cummins и ЯМЗ.

Справочно:

«Росспецмаш» (Российская ассоциация производителей специализированной техники и оборудования) — некоммерческая организация, объединяющая на сегодняшний день несколько сотен крупнейших компаний с совокупной долей в 80% от всего объема производимой в стране СДТ.

 

Источник: Строительная газета