24 января 2022

Российские бульдозеры нарыли рекорд

Отечественные производители дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники увеличили продажи в 2021 году на 29%, до рекордного показателя в 55,3 млрд руб. Но в этом году в «Росспецмаше» (лобби отечественных машиностроителей) надеются просто сохранить эти объемы. Как российские, так и иностранные производители техники указывают на удорожание комплектующих и сырья. Но ряд из последних дает прогноз по росту в 15% в 2022 году.

 

Производство дорожно-строительной техники в РФ в 2021 году выросло на 28%, до 56,1 млрд руб.

Отгрузки на внутренний рынок — на 29%, до 55,3 млрд руб., что стало рекордным показателем, сообщили “Ъ” в «Росспецмаше» (объединяет данные 80% отечественных производителей ДСТ).

В количественном выражении больше всего выросли продажи кранов-трубоукладчиков (в 3,8 раза), мини-погрузчиков (на 57%), автогрейдеров (на 22%), гусеничных бульдозеров (на 16,6%), автокранов (на 13%), фронтальных погрузчиков (на 10%). Отдельно в «Росспецмаше» подчеркивают, что отгрузки телескопических погрузчиков, производство которых было запущено в 2021 году, составили 96 штук.

В отличие от других машиностроительных отраслей, на рынке спецтехники активный рост производства и продаж не обусловлен низкой базой: годом ранее российские заводы увеличили производство ДСТ на 6%, продажи на внутреннем рынке — на 11% (см. “Ъ” от 25 января 2021 года).

Но отложенный спрос 2020 года подогревал продажи в 2021 году, отмечают в ассоциации, также помогла господдержка.

Рынок ДСТ «характеризуется наличием большого количества бывших в эксплуатации устаревших машин и требует обновления», добавляют в ОМГ: «По некоторым данным, износ существующего парка машин составляет в среднем по РФ около 30% — это техника со сроком эксплуатации от десяти лет и выше. В 2021 году компании активно занимались обновлением парка».

Ожидания на 2022 год у «Росспецмаша» также скромные: сохранить существующие объемы. Там также говорят о росте себестоимости из-за удорожания комплектующих, сырья и энергоресурсов, кредитного финансирования. «Несмотря на ежегодный рост отгрузок и производства отечественной ДСТ на протяжении последних лет, мощности заводов недозагружены. Сохраняется большой потенциал для дальнейшего развития, особенно при создании равных условий конкуренции с иностранными компаниями», заключают в «Росспецмаше», отмечая необходимость увеличения объемов господдержки. Прогноз ОМГ также консервативен: там ожидают продолжения роста более скромными темпами, отмечая «стабилизацию рынка в последние месяцы 2021 года».

Источник: Коммерсантъ