Продажи отечественной дорожно-строительной техники (ДСТ) в январе—сентябре увеличились почти на треть. Рост показывает и рынок в целом за счет дорожного строительства, роста цен на уголь и укрепления рубля. Но даже активный спрос не позволил загрузить заводы РФ: этому мешает сегмент восстановленных подержанных машин.
В январе—сентябре продажи отечественной ДСТ выросли на 30%, до 37 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Объем выпуска заводов увеличился на 27%, до 38 млрд руб. В Минпромторге сообщили “Ъ” о росте производства и отгрузок ДСТ на 30%. В штуках за девять месяцев в 2,5 раза увеличились отгрузки кранов-трубоукладчиков, мини-погрузчиков — на 75%, бульдозеров — на 28%, автокранов — на 23%, автогрейдеров — на 22%, экскаваторов-погрузчиков — на 16%.
Отложенный спрос продолжает влиять на рынок ДСТ в целом, а большую роль для отечественных игроков играет господдержка, говорят в «Росспецмаше».
С этим соглашается Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, добавляя, что в потребляющих секторах сейчас оптимистические настроения и конъюнктура позволяет закупать технику. При этом динамику все еще сдерживает рост цен на металл и рост себестоимости на этом фоне.
В ОМГ говорят, что техника законтрактована по ноябрь включительно, а по экскаваторам-погрузчикам и автогрейдерам принимают заказы уже на 2022 год. За восемь месяцев рынок ДСТ по номенклатуре продукции, входящей в портфель компании, вырос на 53%, а с учетом традиционно высокого спроса на строительную технику в четвертом квартале показатель по итогам года «вряд ли уменьшится».
В «Росспецмаше» уверяют, что российские заводы готовы наращивать объемы. Частично, отмечают там, спрос может перетягивать восстановленная техника:
«Одна из центральных проблем для отечественных заводов — рост выпуска в обращение контрафактных и восстановленных машин, фальсифицированных компонентов».
В ассоциации говорят, что с июня отменен госконтроль в отношении спецтехники и ее компонентов, а сертификацию стали проводить коммерческие структуры.
Статистики продаж восстановленных машин нет, но проблема особенно актуальна для бульдозеров, тракторов, гусеничных кранов, уточняет Вячеслав Пронин из «Росспецмаша»: сертификат может выдаваться только на машину из новых компонентов, но «на практике ситуация иная».
Сегмент восстановленных машин существует, но в условиях отсутствия статистики тяжело оценить его масштабы, отмечает Дмитрий Бабанский. По его словам, проблема актуальна для отдельных сегментов: так, восстановленный башенный кран стоит 30–40% от цены нового, и такая техника «наверняка перетягивает спрос».
Источник: Коммерсантъ