Экспорт российской сельхозтехники продолжает активно расти: за первый квартал отгрузки за рубеж увеличились в 2,2 раза. Среди основных направлений помимо стран бывшего СССР остается Евросоюз — экспорту туда способствует низкий курс рубля. Но сельхозмашиностроители все равно опасаются за свое будущее на фоне увеличения цен на металл. Аналитики поясняют, что из-за конкуренции с китайскими и другими компаниями на внешних рынках стоимость техники придется сдерживать при увеличении себестоимости.
Экспорт сельхозтехники из России за январь—март в денежном выражении вырос в 2,2 раза, до 3,9 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше». Это быстрее, чем темпы роста производства и отгрузок на внутренний рынок, которые в первом квартале увеличились в полтора раза (см. “Ъ” от 19 апреля).
Отечественные машиностроители активно наращивают поставки за рубеж последние несколько лет. Так, только по итогам 2020 года экспорт сельхозмашин отечественных заводов вырос на 30%, до 15,9 млрд руб. Это рекордный показатель в деньгах.
В штуках за первые три месяца 2021 года наиболее активно экспорт увеличивался в сегментах полноприводных сельскохозяйственных тракторов, отгрузки которых за рубеж выросли в 2,8 раза. Экспорт плугов увеличился в 2,4 раза, пресс-подборщиков — в 2,2 раза, борон — на 88%, зерноуборочных комбайнов — на 46%
Всего поставки российской сельхозтехники шли в 23 страны, но основными рынками сбыта стали страны СНГ и ЕС.
Причем по ряду направлений Евросоюза в деньгах отгрузки в первом квартале росли заметно активнее, чем в другие страны: например, экспорт в Литву увеличился в 5,4 раза, в Германию — в 5 раз. Поставки в Болгарию выросли на 65%, в Киргизию — на 58%, в Монголию — на 54%, в Польшу — на 49%, следует из данных «Росспецмаша».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит о влиянии на результаты слабого рубля и благоприятной конъюнктуры на аграрных рынках. Росту сбыта за рубеж способствовали, в частности, высокие цены на зерно на мировом рынке, благодаря которым у аграрного бизнеса за рубежом появились дополнительные средства на обновление техники, согласны в ассоциации. Сказался и отложенный спрос, так как в первом квартале прошлого года из-за строгих ограничений, связанных с распространением коронавируса, и инвестиционной неопределенности многие хозяйства отложили решение о приобретении сельхозмашин. Также в «Росспецмаше» отмечают влияние господдержки.
Традиционно отечественные производители оказались меньше подвержены проблемам с поставками компонентов по сравнению с некоторыми иностранными компаниями, подчеркивают в ассоциации. Это связано с высокой долей локализации продукции, поясняют в «Росспецмаше», и тем, что отечественные заводы по выпуску комплектующих не приостанавливали свою работу в 2020 и 2021 годах.
Но существуют факторы, которые могут подвергнуть риску как развитие экспорта, так и поддержание внутреннего производства. Речь идет о ситуации с ценами на металл.
На резкий рост стоимости металлопродукции неоднократно жаловались строители (см. “Ъ” от 23 марта) и госкомпании (см. “Ъ” от 20 апреля), а сейчас в правительстве идет обсуждение мер, которые позволят избежать катастрофического удорожания государственных строек (см. “Ъ” от 30 апреля). Как сообщает «Росспецмаш», проведенный им опрос заводов «показывает, что за год продукция металлургических компаний подорожала в среднем на 50–80% в зависимости от вида».
Дмитрий Бабанский полагает, что такая динамика цен на металл действительно может пагубно отразиться на экспорте. «Рост цен на металл вкупе с относительно дорогим финансированием может оказать негативное влияние»,— считает он. Дело в том, что на внутреннем рынке заводы ограничены в повышении цены на продукцию индексом дефлятора (в 2021 году — 5%), а на внешнем — нет. В то же время, отмечает эксперт, на внешнем рынке отечественным производствам нужно конкурировать по цене на технику с китайскими и другими производителями.
Источник: Коммерсантъ