25 января 2021

Спецтехника закатала вирус. Производство дорожно-строительных машин выросло в 2020 году

Несмотря на пандемию и связанный с ней кризис, российские производители дорожно-строительной (ДСТ) и спецтехники смогли увеличить выпуск в 2020 году на 6%. В свете перспектив 2021 года участников рынка очень беспокоит рост цен на металлопрокат. В «Росспецмаше» (лобби отечественных машиностроителей) надеются получить дополнительную господдержку за счет средств от повышения утильсбора.

 

В 2020 году российские заводы увеличили производство ДСТ на 6%, до 43,5 млрд руб., подсчитали в «Росспецмаше» (отражают данные 80% производителей). Продажи на внутреннем рынке выросли на 11%, до 42,5 млрд руб. Данные по динамике производства сходятся с оценкой Минпромторга.

В количественном выражении выросли отгрузки кранов-манипуляторов (на 43%), гусеничных экскаваторов (на 33%), катков (на 23%), бульдозеров (на 7%), автокранов (на 2%). Падение отгрузок зафиксировано в сегментах фронтальных погрузчиков (на 11%), экскаваторов-погрузчиков (на 9%), автогрейдеров (на 9%), мини-погрузчиков (на 6%).

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting называет результаты «достаточно неплохими», особенно после снижения в первом полугодии. В перспективе, полагает он, можно ожидать дополнительного роста спроса на ДСТ, связанного с восстановлением темпов строительства.

Но у самих производителей прогнозы осторожные.

В ассоциации отмечают, что в конце 2020 года металлопрокат для тракторов и комбайнов подорожал на 35–50% (см. “Ъ” от 29 декабря 2020 года), призывая к введению плавающей экспортной пошлины на прокат. В качестве альтернативы возможна компенсация рост цен на металл путем расширения господдержки спроса, а средства привлечь за счет повышения ставок утильсбора. Тогда заводы смогут поднять цены лишь на уровне индекса дефлятора (на 5%), иначе рост составит 10–20%.

Идею поддерживают в ОМГ Дмитрия Стрежнева, где говорят о падении продаж и рынка по выпускаемой номенклатуре. Там называют самым незащищенным сегментом автогрейдеры, где ввозная пошлина составляет лишь 3%, а также обвиняют в демпинге китайских производителей фронтальных погрузчиков.

Источник: Коммерсантъ