Минпромторг перезапускает программу льготного лизинга спецтехники, в рамках которой субсидируется 10–15% цены. В том числе министерство собирается погасить долг 500 млн руб. перед лизингодателями за 2018 год, который те уже планировали перевыставить клиентам. Но произойдет это по остаточному принципу: только если после принятия заявок на 2020 год бюджетный лимит 3 млрд руб. будет выбран не полностью.
Минпромторг опубликовал на regulation.gov.ru проект программы льготного лизинга спецтехники, который, по сути, возобновляет ее действие вопреки решениям предыдущего правительства. Предполагалось, что с 2020 года все разрозненные меры поддержки промышленности будут объединены в рамках единой лизинговой субсидии. Механизм распространялся на автотранспорт, спец- и сельхозтехнику, городской электротранспорт и железнодорожный подвижной состав. Но, как писал “Ъ” 20 февраля, от схемы единого лизинга решено было отказаться в пользу действовавших прежде программ.
В 2020 году льготный лизинг спецтехники будет действовать на условиях, на которых программа работала до 2019 года.
Бюджет субсидирует 10% цены техники для европейской части РФ и 15% для отдельных регионов. В 2019 году, когда на этой программе тестировали условия единого лизингового механизма, такой размер скидки был максимальным — лизингодатели могли предлагать и меньший ее объем, чтобы продать больше техники на 1 руб. субсидии. Предполагалось, что это поможет увеличить рынок лизинга техники в стоимостном выражении.
Кроме перезапуска программы проект предполагает и возмещение старых скидок за 2018 год. В начале 2019 года Объединенная лизинговая ассоциация оценивала долг бюджета перед лизинговыми компаниями в 1,3 млрд руб. Как писал “Ъ” 16 декабря 2019 года, в итоге чиновники не возместили около 500 млн руб. скидок за 2018 год. Их предполагалось перевыставить клиентам — в среднем по 400 тыс. руб. на единицу техники (10% стоимости).
В проекте говорится, что скидки за 2018 год будут возмещены в приоритетном порядке.
Также на эти долги, в отличие от новых субсидий, не будет распространяться лимит в размере 30% средств бюджета на одного лизингодателя. Сейчас в бюджете на 2020 год на льготный лизинг спецтехники выделено 3 млрд руб. «ВТБ Лизинг» не участвовал в программе в 2018 году и не претендует на компенсации, но глава компании Дмитрий Ивантер называет это правильным шагом, который дает верный сигнал для всей отрасли. Он отмечает, что скидки зачастую получал малый и средний бизнес. При условии выделения достаточного бюджета на 2020 год программа, безусловно, будет способствовать росту продаж, которые в отсутствие субсидирования будут снижаться уже со второго квартала, говорит директор департамента региональной сети АО «Сбербанк Лизинг» Ольга Кириллова.
Но в Минпромторге уже говорят, что получили ряд замечаний и проект будет корректироваться. В частности, сначала предполагается сформировать реестр получателей субсидии по договорам лизинга, заключенным не ранее 1 ноября 2019 года, передача техники лизингополучателю по которым осуществлена в 2020 году. Только затем при наличии бюджета будут выплачены долги 2018 года. Но в дальнейшем формирование долгов по новому механизму исключено, считают в Минпромторге.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что в текущих обстоятельствах возмещение скидок за 2018 год крайне важно, так как перевыставление их клиентам окажет на них серьезное негативное влияние. В «Росспецмаше» говорят, что субсидии смогут поддержать спрос, который с большой долей вероятности будет сокращаться в условиях кризиса.
Источник: Коммерсантъ