Производство строительно-дорожной техники (СДТ) в России переживало разные времена. Довольно долго оно пребывало в загоне, испытывая сильное давление со стороны машин иностранного производства. Многие отечественные предприятия, что называется, «лежали на боку», теряя кадры, ресурсы и заказчиков. Несколько лет назад ситуация изменилась благодаря решению властей поддержать отечественное машиностроение. Вышел целый ряд документов правительства, предусматривавших существенные преференции российским предприятиям, это позволило нарастить производство и укрепить положение отечественных производителей на рынке. О сегодняшней ситуации в отрасли рассказал «Стройгазете» координатор направления «Строительно-дорожное машиностроение» Ассоциации «Росспецмаш» Илья Березуцкий.
«СГ»: Как вы охарактеризуете текущее состояние отечественной промышленности СДТ?
Илья Березуцкий: В последние годы российское строительно-дорожное машиностроение демонстрировало динамичный рост производства, продаж и экспортных поставок. Так, например, отгрузки отечественной СДТ в 2018 году выросли по сравнению с 2017-м на 31,5%, до 38,7 млрд руб. Однако в 2019 году прирост замедлился до 6%. Причинами стали не только высокая база предыдущего года, но и неопределенность в части реализации мер господдержки, которая наблюдалась в прошлом году.
«СГ»: А что, собственно, произошло?
И.Б.: В предыдущие годы в отрасли действовал целый комплекс эффективных мер господдержки, разработанный Минпромторгом России. Однако в 2019 году ситуация изменилась в худшую сторону. В рамках реформ мер господдержки, инициированных еще прежним составом правительства РФ, было приостановлено, а затем отменено постановление правительства №518, предусматривавшее субсидии лизинговым организациям на предоставление скидки по уплате авансового платежа по договорам лизинга строительно-дорожной, прицепной и коммунальной техники. Были сокращены программы субсидирования пилотных партий и субсидирования скидок на технику в рамках постановления правительства №547. Фактически произошла отмена программы льготного лизинга. В рамках единой лизинговой субсидии (постановление правительства №1908) на 2020 год для производителей СДТ и прицепной техники предусмотрено всего 23,5 млн рублей, тогда как потребность в субсидиях по данному направлению в последние годы составляла порядка 2,5 млрд рублей. Из-за этого потребители могут занять выжидательную позицию и сократить объемы приобретения продукции отечественного строительно-дорожного машиностроения в надежде на то, что по программе льготного лизинга для отрасли в текущем году правительство выделит дополнительные средства и технику можно будет купить на более выгодных условиях. Машиностроители считают, что необходимо вернуть прежние эффективные программы господдержки, предусмотрев финансирование, достаточное для того чтобы удовлетворить спрос на приобретение строительно-дорожной техники с использованием механизма субсидирования. Если дополнительного финансирования не последует, то, несмотря на общий положительный фон в виде национальных проектов, российские заводы могут столкнуться не только со стагнацией, но и с сокращением производства.
«СГ»: Считаете ли вы, что современные образцы отечественной техники могут на равных соперничать с зарубежными аналогами?
И.Б.: Отечественные заводы постоянно работают над улучшением качества выпускаемой продукции, расширяют модельный ряд, инвестируют в расширение и модернизацию производства. Российские заводы с каждым годом выпускают все больше новых моделей. Вот лишь несколько примеров новых машин, недавно вышедших на рынок: инновационная модель автокрана КС-55721-1В Галичанин (серия «Пионер»), бульдозеры второго поколения ДСТ-Урал D9 и D10, автокран с электродвигателем, первый российский телескопический погрузчик, уплотнитель РЭМ-45 и другие. Российская техника успешно конкурирует с иностранными аналогами, а иногда даже превосходит их по ряду технических характеристик. Не стоит забывать, что при этом российские машины дешевле. Сегодня в отрасли строительно-дорожного машиностроения сложилась ситуация, когда в одних секторах вне конкуренции находятся иностранные производители, в других — российские, а в третьих наблюдается сильная конкуренция между ними. Например, в сегменте автокранов позиции отечественных заводов непоколебимы, а в сегменте дорожных катков большая доля закупок приходится на импортную технику.
«СГ»: Поставляется ли отечественная техника на экспорт?
И.Б.: Мы уверены, что будущее за заводами, которые не только наращивают поставки на внутренний рынок, но и развивают экспорт. Основными направлениями зарубежных поставок для предприятий отечественного строительно-дорожного машиностроения являются страны СНГ, Европы, Африки, Юго-Восточной и Юго-Западной Азии. По итогам 11 месяцев 2019 года экспортные поставки российской строительно-дорожной техники направлялись в 28 стран. При условии сохранения действовавших ранее мер господдержки и необходимых объемов субсидирования предприятия из России способны не только сохранить, но и усилить положительную динамику экспортных поставок.
«СГ»: Что необходимо для того чтобы на равных конкурировать с лучшими зарубежными образцами?
И.Б.: Для наиболее полной реализации потенциала российского строительно-дорожного машиностроения и отечественного специализированного машиностроения в целом необходимо продолжать работу по созданию благоприятных макроэкономических условий внутри страны, сохранять и внедрять механизмы стимулирования производства и экспорта. Требуется обеспечить стабильность и прогнозируемость спроса на продукцию специализированного машиностроения. Помимо финансовой поддержки, следует обеспечить достаточную защиту российского рынка от субсидируемого, контрафактного и небезопасного импорта. Если говорить в целом о развитии машиностроения в России, то для создания общего благоприятного экономического фона необходимо, в частности, продолжить работу по пересмотру денежно-кредитной, налоговой и внешнеторговой политики. Налоговую политику надо переориентировать с сугубо фискальных целей на стимулирование производства посредством льгот, вычетов и премий. Нужно пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспорта и сырьевых товаров с целью снижения их стоимости внутри страны, заморозить тарифы на электроэнергию для предприятий обрабатывающих секторов экономики и снизить экономическую привлекательность экспорта необработанного сырья и металлов.
Справочно:
В 2019 годы отгрузки российской строительно- дорожной техники (СДТ) на внутреннем рынке (без учета прицепов и полуприцепов, а также коммунальной техники) выросли по сравнению с 2018 годом на 6% и составили в денежном выражении 41 млрд рублей. По информации портала «Росспецмаш-Стат», который объединяет данные компаний, выпускающих 80% всего объема СДТ в России, наибольший рост отгрузок на внутренний рынок в 2019 году в количественном выражении зафиксирован в сегменте кранов- трубоукладчиков — в 2,2 раза, кранов-манипуляторов — на 36%, бульдозеров — на 9,2%, катков — на 7%, экскаваторов-погрузчиков и автокранов — на 5%. Произошло сокращение отгрузок мини-погрузчиков — на 23%, фронтальных погрузчиков — на 16,5%, колесных экскаваторов — на 3,4%.
Источник: Строительная газета