Как узнал “Ъ”, проблема с эксплуатацией новой аэродромной техники будет в ближайшее время решена на уровне Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) как минимум до конца 2021 года. Чиновники исправят возникшую коллизию: в паспорте техники должна стоять отметка о сертификации, хотя формально она не требуется. Это мешает обновлению парков и может создавать риски безопасности. Теперь аэродромные машины исключат из общей процедуры на два года. С 2022 года должна начаться их сертификация, однако в отрасли считают, что от нее нужно вообще отказаться.
В ЕЭК нашли решение проблемы, из-за которой аэропорты не могли эксплуатировать новую аэродромную технику. Как писал “Ъ” 23 декабря 2019 года, с осени Федеральная таможенная служба отказалась выдавать паспорта самоходных механизмов (ПСМ) на пассажирские трапы, перронные автобусы, противообледенительные машины, платформенные транспортеры-перегружатели и другую технику. Проблема возникла из-за решения ЕЭК №100 еще от 2015 года, по которому паспорта на такую технику должны содержать все отметки, в том числе о сертификации. При этом ни в одном из техрегламентов аэродромная техника не учтена, то есть сертификации не подлежит.
Теперь на уровне ЕАЭС предлагается внести изменения в документ. Для отдельных машин, не предназначенных для эксплуатации на дорогах общего пользования, по протоколу совещания в ЕЭК от 7 февраля (есть у “Ъ”) допускается до 31 декабря 2021 года в паспорте, в поле сертификации запись «отсутствует».
Затем планируется изменить сам техрегламент ТС, внеся туда аэродромную технику. Также должны быть внесены правки в решение ЕЭК №112, которым устанавливается порядок выдачи паспортов машин.
В начале января Минпромторг уже направлял в ЕЭК и Минэкономики письмо с доработанной версией решений, сходных с теми, что обсуждались на совещании 7 февраля.
В письме отмечалось, что проблемы с выпуском в обращение также возникли в части большегрузных внедорожных машин, самоходных ратраков и самоходных лесных мульчеров. Из-за имеющейся коллизии невозможно обновление техники, нужной для подготовки самолетов к эксплуатации, обеспечение грузовых и пассажирских перевозок, а также содержание в нормативном состоянии порядка 300 аэродромов РФ, сообщалось в письме.
В «Росспецмаше», представитель которого присутствовал на совещании, подтверждают, что предлагаемые изменения решают проблему. Но лишь временно, уточняют в ассоциации «Спецавтопром»: за два года нужно внести спецтехнику, которая используется на аэродромах, в техрегламент ЕАЭС, а также разработать процедуру ее сертификации. Это длительный процесс, поясняют в ассоциации, а стоимость сертификации отразится на цене техники: «Речь идет примерно о 200 единицах в год на всю Россию: это не массовая история, и сертификация здесь избыточна».
Коллегия ЕЭК, на которой должен быть рассмотрен вопрос, пока не состоялась.
Источник: Коммерсантъ