Рост спроса на отечественную дорожно-строительную и спецтехнику в 2019 году замедлился — рынок увеличился только на 6% после двузначного роста в 2018 году. Участники рынка не ждут существенного роста продаж и в этом году, несмотря на запуск нацпроектов. Некоторые из них полагают, что рынок достиг пика. Российские производители отмечают сокращение субсидий на приобретение отечественной техники, что может спровоцировать падение ее закупок.
Продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) отечественных производителей в РФ в 2019 году увеличились на 6%, до 41 млрд руб. Это значительно ниже темпов предыдущего года, когда отгрузки техники росли сразу на 31,5%. В «Росспецмаше» (лобби отечественных машиностроителей) говорят, что эффект на реализацию помимо высокой базы 2018 года оказали, в частности, приостановка и последующая отмена программы льготного лизинга спецтехники. В 2019 году эта мера была запущена только летом и по новому механизму, фактически дублирующему действующую единую лизинговую программу.
Наибольший рост отгрузок в 2019 году в штуках зафиксирован в сегменте кранов-трубоукладчиков — в 2,2 раза, кранов-манипуляторов — на 36%, бульдозеров — на 9,2%, катков — на 7%, экскаваторов-погрузчиков и автокранов — на 5%, следует из данных «Росспецмаш-Стата» (выпускает 80% ДСТ, производимой в России). В минус по итогам 2019 года ушла реализация мини-погрузчиков — на 23%, фронтальных погрузчиков — на 16,5%, колесных экскаваторов — на 3,4%.
В 2019 году подошли к завершению большинство крупных проектов, таких как газопровод «Сила Сибири», «Крымский мост», скоростная автомобильная дорога М11 «Нева», отмечает менеджер по продажам и маркетингу Hitachi Construction Machinery Eurasia Евгений Римский. Относительную стабильность продемонстрировали сырьевые рынки, за исключением угольного, где падение цен негативно сказалось на спросе на карьерную технику. Наибольшим спросом в 2019 году пользовались фронтальные погрузчики, а также колесные экскаваторы, продолжает господин Римский, тогда как продажи гусеничных экскаваторов выросли незначительно.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что на темп продаж оказал влияние эффект высокой базы 2018 года, а основными драйверами спроса были реализация инфраструктурных проектов и меры поддержки, прежде всего льготный лизинг. Существенный темп роста продаж ДСТ в 2018 году был обусловлен наличием отложенного спроса и запуском программы льготного лизинга, говорят в Минпромторге, и ее продление позволило обеспечить положительную динамику производства и постепенную переориентацию потребителей на технику, выпускаемую в РФ, и в 2019 году.
Российские машиностроители не ждут роста спроса в 2020 году и видят риск для себя в реформе господдержки, говорит заместитель главы «Росспецмаша» Вячеслав Пронин. В рамках единой лизинговой субсидии на 2020 год для производителей ДСТ и прицепной техники предусмотрено всего 23,5 млн руб., тогда как потребность в такой поддержке в последние годы составляла около 2,5 млрд руб., подчеркивает он. По его мнению, потребители могут сократить объемы приобретения отечественной продукции в надежде, что правительство выделит допсредства и технику можно будет купить на более выгодных условиях. В Минпромторге говорят, что в целом на единый лизинг предусмотрено 9,8 млрд руб. и вопрос увеличения бюджета будет рассмотрен при его корректировке «в случае такой потребности».
Источник: Коммерсантъ