Правительство подготовило окончательный вариант основной меры господдержки для экспортных производств. Бюджет будет субсидировать до 4,5 процентного пункта по кредитам для промышленников, которые возьмут на себя обязательства по росту экспорта. Но доступ к механизму получат не все, а только компании, которые пообещают наибольший рост. Аналитики говорят, что экспортные кредиты востребованы в капиталоемких отраслях.
Но собеседники “Ъ” в традиционно активно субсидируемом машиностроении с опасением относятся к новому инструменту и грозят приостановкой экспорта и даже производств.
Премьер Дмитрий Медведев подписал постановление о субсидировании до 4,5 процентного пункта ставки по кредитам для экспортных производств. Фактически речь идет об основной субсидии для поддержки экспорта. Доступ к ней получат компании, давшие обязательство наращивать экспорт, компенсироваться будет в том числе часть премии по договорам страхования экспортных кредитов. При этом конечная ставка кредита не должна быть ниже, чем на международном рынке капиталов, во избежание претензий ВТО. «Мы выравниваем условия доступности кредитных ресурсов для российских производителей с их зарубежными конкурентами»,— заявил вице-премьер Дмитрий Козак. Финансирование данной программы из бюджета на 2019 год составит 12,5 млрд руб., общая сумма до 2024 года — 336 млрд руб.
Право на получение льготного кредита будет у компаний, которые собираются создать производство за рубежом или в РФ и начать экспорт с 2024 или 2022 года соответственно. Экспортом продукции для первых предприятий будет считаться вывоз составных частей из РФ, причем их доля должна быть не ниже 30% в конечной продукции.
Но получить льготный кредит смогут только 80% компаний, подавших заявки. Во-первых, экспортируемая продукция должна считаться российской (в соответствии с 719 постановлением о локализации), либо по ней должен быть подписан СПИК. Те будут ранжироваться в зависимости от отраслевого коэффициента и обещаний по росту объема будущей экспортной выручки. Наибольшая экспортная выручка сейчас в химической, металлургической промышленности, машиностроении, леспроме, говорит глава Российского экспортного центра Андрей Слепнев. Самые высокие коэффициенты, дающие больше шансов — у судостроения, металлургии и станкостроения. Кроме того, существуют отраслевые лимиты субсидий. Наибольший объем средств может получить машиностроение (40%), в том числе автопром (12%), энерго- (8,6%) и нефтегазовое машиностроение — (4,8%), вагоны — 3,7%, судостроение — 2,9%. Из других отраслей больше всего средств получат металлурги и химики — по 15%, 14% придется на леспром, 6% — на фармацевтическую промышленность, 3% — на легкую промышленность.
Прием заявок на участие в программе начнется в апреле, ранжирование предприятий планируется завершить до конца августа. Источники “Ъ” в машиностроении говорят, что распределение финансирования остается дискриминационным для отраслей с высокой степенью переработки, например, автопрома и машиностроения. Так, считают они, фактически идет большая поддержка сырьевого экспорта, чем высокотехнологичного. В целом собеседники “Ъ” в промышленности опасаются, что на отработку новой системы уйдет много месяцев. При этом параллельно отменяются другие, эффективные меры господдержки и сокращается в три раза транспортная субсидия, что создает дополнительную неопределенность для компаний, добавляют источники “Ъ” в машиностроении.
Денис Максимкин из «Росспецмаша» (лобби отечественных машиностроителей) говорит, что если компании кредитуются под 12–13% годовых, этот инструмент не делает ставку конкурентной по сравнению с аналогичным инструментом за рубежом. В целом в машиностроении к инструменту отнесутся настороженно, считает он, в частности, из-за необходимости возврата средств, которые уже были заложены в рентабельность проектов: «Последующие убытки создают угрозу не только приостановки экспортных проектов, но и закрытия производств».
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting говорит, что, как правило, страны, ориентированные на развитие экспорта, делают на экспортное кредитование особую ставку — ставка устанавливается на уровне базовой ставки ОЭСР (CIRR) +0,5–1,5 п. п. Прежде всего такой механизм актуален для капиталоемких секторов (например, тяжмаша), где дешевле привлечь экспортное финансирование, чем единовременно инвестировать большой объем собственных средств, добавляет аналитик.
Источник: kommersant.ru