27 сентября 2018

«Русские машины» Дерипаски могут получить преференции при госзакупках

Машиностроительный холдинг Олега Дерипаски «Русские машины» может получить преференции при закупках на региональном и муниципальном уровнях. Об этом говорится в проекте постановления правительства, подготовленном Минпромторгом.

 

Проект постановления содержит перечень транспортных средств (автобусы, в том числе школьные, грузовики, машины скорой помощи, прочая коммунальная и специальная техника), при закупке которых регионы и муниципалитеты обязаны отдавать приоритет компаниям из специального перечня. В него входят 11 предприятий «Русских машин», в том числе автозавод ГАЗ, Павловский и Ликинский автобусный заводы и автозавод «Урал».

Заказчик обязан отклонить все конкурсные заявки с товарами, производителем которых является организация, не включенная в спецперечень, при условии, что подано не менее двух заявок от предприятий, входящих в этот перечень, следует из документа.

Автомобильная промышленность

До середины сентября регионы закупят 1860 автобусов на 3 млрд руб., которые будут выделены из бюджета

Минпромторг обосновал необходимость преференций для «Русских машин» и входящей в холдинг группы ГАЗ санкциями США, введенными против них 6 апреля. Санкции распространяются и на 11 компаний из списка, в которых «лица, прямо включенные в вышеуказанный список, владеют прямо или косвенно 50 и более процентами («правило 50%» / «50% rule»)», объясняет министерство.

Проект постановления правительства разработан «во исполнение решений, принятых 14 сентября 2018 г. на совещании у зампреда правительства Дмитрия Козака», – отмечает Минпромторг.

Минпромторг разработал похожий законопроект для попавшей под санкции алюминиевой компании Дерипаски UC Rusal. Министерство предложило запретить государственным и муниципальным учреждениям закупать «отдельные товары, содержащие алюминий и происходящие из иностранных государств».

Минпромторг уже закупает школьные автобусы, автомобили скорой помощи и прочую автотехнику на средства федерального бюджета по госпрограмме поддержки отечественного автопрома. В 2016 г. на эти цели было ассигновано в сумме 7,9 млрд руб., в 2017 г. министерство получило на эти цели 6 млрд руб. По данным Счетной палаты, в 2017 г. было закуплено и поставлено в регионы 1438 автомобилей скорой помощи и 1559 школьных автобусов.

Автобусы в России помимо группы ГАЗ выпускают НефАЗ (входит в группу «Камаз»), УАЗ, Ford Sollers, Daimler, Volkswagen и другие производители.

«Ведомости» ожидают комментарии представителей «Русских машин» и группы ГАЗ. В 2017 г. ГАЗ (головная компания группы) получил 3,5 млрд руб. чистой прибыли по МФСО при выручке 164,6 млрд руб.

Инициатива ожидаема — разговоры о том, что группа ГАЗ, как и другие активы Олега Дерипаски, могут получить преференции при госзакупках, начались в отрасли сразу после их попадания под американские санкции, говорит сотрудник одного из автоконцернов. Впрочем, если документ будет принят, он не обеспечит 100%-ную гарантию победы предприятий «Русских машин» в тендерах, замечает человек, знакомый с ходом обсуждения проекта постановления. Все будет зависеть от требований к закупаемой технике в рамках того или иного тендера, которые могут не совпасть с характеристиками выпускаемых машин, поясняет он.

Представитель группы «Камаз» (выпускает грузовики, автобусы, спецтехнику и проч.) не стал комментировать проект постановления. По его словам, на госзаказ без учета муниципалитетов приходится до 5% общих продаж группы. Для сравнения: в первом полугодии 2018 г. выручка «Камаза» по МСФО составила 78 млрд руб., чистая прибыль — 1,6 млрд руб.

«Участие в госзакупках должно быть доступным для всех отечественных производителей и всего спектра производимой ими техники, — cчитает директор ассоциации «Росспецмаш» Алла Елизарова (ее слова передал представитель). — В случае поддержки только отдельных производителей, они могут занять монопольное положение на рынке, что может привести к существенному росту цен на специализированную технику, закрытию других предприятий, увольнению сотрудников, к снижению объемов производства и другим негативным последствиям для отрасли». По ее мнению, для дальнейшего развития российского специализированного машиностроения необходимо перестать допускать к участию в закупках — за счет средств бюджета, а также компаний с госучастием, через субподрядные организации, лизинговые и кредитные механизмы — импортную строительно-дорожную, коммунальную и прочую спецтехнику, аналоги которой производятся в России или планируются к постановке в производство в течение трех лет. «Это предложение ассоциация «Росспецмаш» направила в правительство в июне этого года», — пояснила Елизарова.

ФАС не поддерживает текущую версию проекта документа, разработанного Минпромторгом, передал через представителя начальник управления контроля размещения госзаказа ФАС России Артем Лобов. «Его принятие в действующей редакции несет риски монополизации рынков и закрытия других производств в стране, а также полный отказ инвесторов от открытия новых производственных площадок в России. Кроме того, изменения, указанные в проекте, могут привести к сговору участников на торгах», — объясняет он опасения ведомства. По словам Лобова, ФАС прорабатывает альтернативные механизмы поддержки производителей, в отношении которых введены санкции. Они будут направлены на рассмотрение авторам документа.

 

Источник: газета Ведомости