Поставки строительно-дорожной техники в Россию по итогам января – мая 2017 г. удвоились до 11 980 единиц, а в денежном выражении выросли на 58% до 40,76 млрд руб. Это вытекает из исследования ассоциации «Росспецмаш», с которым ознакомились «Ведомости».
Газета «Ведомости» (30.06.2017)
В частности, почти втрое увеличилось число импортируемых экскаваторов, грейдеров, фронтальных погрузчиков (см. инфографику). Весь рынок по итогам пяти месяцев вырос на 75% до 14 780 единиц техники.
Представитель «Росспецмаша» называет одной из причин роста импорта укрепление рубля. Об этом ранее рассказывал «Ведомостям» и сотрудник одного из производителей техники: на фоне растущего курса рубля импортеры начали активно увеличивать местные склады. С начала года рубль укрепился на 6,9% до 56,5 руб./$.
Также на рост импорта повлияло общее оживление спроса на рынке, продолжает представитель «Росспецмаша». Продажи строительно-дорожной техники в России, падавшие четыре года подряд, начали расти в конце 2016 г., а в первые месяцы 2017 г. рост стал устойчивой тенденцией, отмечается в исследованиях «Росспецмаша» и Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По итогам года рынок в денежном выражении вырастет со 150 млрд руб. в 2016 г. до примерно 200 млрд, по прогнозу «Росспецмаша». То есть рост составит 33%. Похожий прогноз (рост на 29%) и у АЕБ. Если не будет внешних потрясений, рост может дойти и до 50%, говорил «Ведомостям» председатель комитета производителей дорожно-строительной и спецтехники АЕБ Андрей Комов. Основные причины прогнозируемого роста – восстановление экономики и отложенный спрос. В последние годы клиенты старались экономить, используя подержанную технику, что привело к ее вымыванию с рынка, объяснял Комов. А покупать технику нужно, ведь объемы строительства хоть и сократились, но остаются значительными (см. инфографику).
По итогам 2017 г. доля импорта на российском рынке может сократиться с 71% в 2016 г. до 66%, прогнозирует представитель «Росспецмаша». Российским производителям помогут «начало восстановления экономики, растущий износ парка эксплуатируемой техники, отложенный спрос и внедрение новых эффективных механизмов государственной поддержки», перечисляется в исследовании «Росспецмаша». Среди инструментов господдержки – стартовавшая программа льготного лизинга. На компенсацию скидок выделено 2,5 млрд руб. По расчетам чиновников, программа позволит дополнительно произвести и продать около 5000 единиц техники. «Росспецмаш» совместно с Минпромторгом обсуждают возможность расширения мер господдержки.
Сейчас готовится долгосрочная стратегия развития отрасли. Директор департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга Евгений Корчевой заявил недавно, что главным направлением развития отрасли должен стать экспорт: «Проекты, которые направлены только на внутренний рынок, в будущем мы не будем поддерживать в принципе». Экспорт российской техники к 2025 г. может вырасти более чем втрое до 40 млрд руб., говорил президент «Росспецмаша», совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин.
Минпромторг рассчитывает, что доля местных производителей на российском рынке по мере развития их производства будет расти и к 2030 г. дойдет до 80%. Такой же прогноз у «Росспецмаша».