Экспорт продукции сельхозмашиностроения к 2025 г. может вырасти с господдержкой вчетверо до 30,2 млрд руб.. Это следует из проекта стратегии развития экспорта сельхозтехники, разработанного Минпромторгом (документ опубликован в четверг на сайте министерства).
газета «Ведомости» (июнь, 2017)
В прошлом году государство расширило меры поддержки экспорта продукции сельхозмашиностроения, добавив субсидирование транспортных расходов, затрат на адаптацию и сертификацию продукции, участие в зарубежных выставках. На эти цели компании (лидер рынка – «Ростсельмаш», «Клаас», Петербургский тракторный завод и др.) получили из бюджета 178 млн руб., говорится в документе. В этом году меры поддержки экспорта разделены по отдельным программам. Например, на субсидирование части транспортных расходов при экспорте продукции различных отраслей машиностроения выделено 11,8 млрд руб.
В последующие годы, чтобы экспорт вырос в 4 раза, эти меры нужно сохранить, а также добавить новые, считают разработчики. Минпромторг предлагает создать систему грантов предприятиям-экспортерам: бюджет мог бы оплачивать половину расходов на создание торгово-сервисных сетей, юридическое сопровождение контрактов и др. Среди других мер поддержки – субсидирование поставок пилотных партий (по одной модели на страну) и затрат на увеличение гарантийного срока. Еще Минпромторг предлагает сократить срок возврата НДС (или вовсе освободить от него) при экспорте и создать территории свободной торговли с нулевой таможенной ставкой на импорт товаров, которые используются при производстве продукции для зарубежных рынков.
Всего на господдержку, по расчетам Минпромторга, в 2018–2025 гг. потребуется почти 11 млрд руб. Традиционно в программах господдержки могут участвовать компании, выполняющие условия локализации (использование определенных технологических операций, обязательства по специнвестконтракту).
Для поддержки экспорта, в том числе сельхозмашиностроения, есть проект «Международная кооперация и экспорт», напоминает представитель Минфина. А предложения Минпромторга «нуждаются в дополнительном обсуждении», считает он. Стратегия развития экспорта продукции сельхозмашиностроения в Минэкономразвития не поступала, сказал представитель министерства.
Дополнительная поддержка помогла бы производителям, уверен президент Ассоциации «Росспецмаш», совладелец «Ростсельмаша» Константин Бабкин. Для зарубежных клиентов на технику нередко приходится ставить импортные узлы, например двигатель, а ввозная пошлина потом не компенсируется, рассказывает Бабкин. Если этих затрат не будет, то стоимость экспортируемой продукции ощутимо снизится, приводит он пример.
Россия – одна из немногих стран, где выпускаются все основные виды сельхозтехники. Производство хоть и растет, но мощности недозагружены, и большая часть предприятий готова увеличить экспорт в 2–5 раз. Мировой спрос на сельхозтехнику будет ежегодно расти в среднем на 6,6% и к 2025 г. достигнет $272 млрд, прогнозирует Минпромторг. Глобальный рынок скорее всего будет стагнировать, считает Бабкин: техника становится все более производительной, надежной. Но даже при таком сценарии господдержка поможет увеличить экспорт, уверен он.