На протяжении ряда лет в российской промышленности царил инвестиционный бум, подпитанный большими рыночными перспективами и позитивными сигналами федеральных и региональных властей.
Мы благодарим Правительство Российской Федерации за предпринятые усилия по поддержке специализированного машиностроения. Шаги по защите рынка магистральных прицепов и самоходной техники, кратное увеличение мер поддержки потребителей, планомерное выстраивание технической политики – все это сигналы от российского Правительства, которые обеспечивали принятие стратегических инвестиционных решений, направленных на реализацию огромного потенциала российской обрабатывающей промышленности.
В 2024-2025 гг. на смену периоду оптимизма и роста в специализированном машиностроении России пришел кризис. Борьба с инфляцией и ростом цен в ущерб предприятиям-плательщикам заработных плат и налогов привела к спаду в отраслях-потребителях продукции специализированного машиностроения и, соответственно, глубокому кризису в нем.
Складские запасы готовой продукции сегодня бьют рекорды, входящие заказы снизились практически до нуля. Это обостряется огромными резервами импортной продукции, поступившей на рынок в 2022-2023 гг., которые давят на цены и не позволяют отечественным предприятиям обеспечить хотя бы минимальную рентабельность бизнеса.
Начинается нерегулируемый процесс возврата на рынок прямого импорта продукции компаний из недружественных стран. При этом кризис ликвидности привел к сворачиванию и заморозке большинства инвестиционных проектов, не завершив которые российские производители не смогут полноценно конкурировать с импортерами.
Все это влечет за собой снижение доходов у жителей города и села, сокращение уровня механизации экономики, падение объемов производства продовольствия и других товаров и, соответственно, снижение их доступности для потребителей.
В сложившейся ситуации для сохранения отраслей специализированного машиностроения предлагаем:
1. Создать комфортные условия промышленного производства в Российской Федерации:
объявить и сделать стержнем всей экономической политики курс на Новую индустриализацию;
законодательно установить ответственность Банка России за рост производства и создание рабочих мест в экономике, для этого снизить ключевую ставку и создать современные механизмы, например, на базе цифрового рубля, дающие возможность двухконтурного финансирования экономики;
функции Налогового кодекса переориентировать с сугубо фискальных на стимулирующие посредством налоговых льгот, вычетов и премий;
пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспортных услуг и производства сырьевых товаров с целью снижения их стоимости внутри страны;
путем сочетания стимулирующей налоговой политики и экспортных пошлин обеспечить радикальное снижение цен на ключевой для машиностроения ресурс – металл – до уровня, сопоставимого с себестоимостью его производства.
2. Обеспечить защиту интересов и инвестиций российских предприятий при заключении специальных инвестиционных контрактов в отношении машиностроительной продукции, аналоги, эквиваленты, субституты и (или) альтернативы которой производятся на территории Российской Федерации:
— уровень локализации выпускаемой в рамках специальных инвестиционных контрактов (далее – СПИК) продукции в соответствии с ПП РФ 719 по результатам 2 года реализации СПИК должен составлять не менее 30%;
— использование российского металла при выпуске продукции в рамках СПИК по результатам 4 года реализации проекта должно достигать не менее 75%, за исключением типов и сортов металлургической продукции, аналоги которой не производятся на территории Российской Федерации;
— каждый СПИК, заключаемый в отношении конечной машиностроительной продукции, должен содержать требования и обязательства по локализации (либо использованию российских аналогов) узлов и компонентов, ключевых для соответствующего вида продукции;
— начиная с 4 года реализации СПИК, расторжение контракта должно быть невозможно без наложения штрафных санкций в размере полученных льгот с коэффициентом 1,5;
— в случае заключения СПИК на виды машиностроительной продукции, на которые уже действует(-ют) СПИК, требования и обязательства вновь заключаемого контракта не должны быть ниже требований, установленных для соответствующего календарного года, действующего(-их) СПИК;
— в случае, если на территории Союзного Государства (Российская Федерация и Республика Беларусь) существует не менее двух производителей промышленной продукции, которые в сумме занимают более 50% российского рынка, заключать СПИКи на данную продукцию запрещается.
3. Обеспечить справедливое распределение субсидий в отношении производителей продукции специализированного машиностроения:
— при распределении субсидий на продукцию специализированного машиностроения необходимо руководствоваться принципами минимизации влияния на конкурентную среду и справедливость в отношении локализованных российских производителей;
— распределение субсидий должно базироваться на историческом принципе, что обеспечит отражение рыночных реалий и тенденций, и стимулирует компании к ежегодному наращиванию результатов.
4. Поддержать отечественных производителей компонентов и их потребителей на период до принятия курса на Новую индустриализацию:
— разработать и утвердить субсидию на производство специализированной техники с использованием российских компонентов первого и второго уровня;
— установить размер субсидии не менее 30% стоимости компонентов;
— в целях обеспечения возможности администрирования и контроля распределения субсидии, получателем и ответственным определить предприятия-потребители компонентов;
— предусмотреть бюджетное финансирование субсидии на пилотный 2026 год в размере не менее 2 млрд рублей.
Россия обладает огромным промышленным потенциалом – ресурсы, традиции, люди, рынок, есть все для бурного развития!
Мы для реализации потенциала сделаем все!
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»