Совсем скоро состоится Российский агротехнический форум, который соберёт на своей площадке большое число экспертов, работающих в сфере машиностроения. Своим опытом также поделится генеральный директор ТД «Алмаз», спикер пленарного заседания РАФ «Производство и рынок российского сельхозмашиностроения в 2024 году. Итоги и планы на будущее» Дмитрий Любимов. Накануне мероприятия мы встретились с Дмитрием Владимировичем, чтобы обсудить отличия ведения бизнеса в России и Канаде, вопросы господдержки и актуальные проблемы в отрасли.
Дмитрий Владимирович, вы имели опыт управления производством и в России, и в Канаде, какие особенности взаимодействия государства и бизнеса в Канаде и России можете отметить? Какой зарубежный опыт мы можем перенять?
Да, более 11 лет управления машиностроительной компанией в Канаде, множество встреч с фермерами, дилерами, поставщиками принесли неоценимый опыт – безусловно, есть чему поучиться. Конечно, опыт нельзя перенимать один в один, все требует адаптации под нашу специфику.
Основная отличительная черта государственной поддержки в Канаде – долгосрочность и стабильность. Программы действуют по 5-10 лет и, если меняются, то такие планы озвучиваются заранее и обсуждаются. Таким образом, предприятия имеют возможность стратегически планировать свою деятельность. Следует отметить, поддержка в Канаде в меньшей степени направлена на машиностроительные предприятия, но больше на конечных потребителей – фермеров. Для них существуют следующие программы:
Субсидирование процентной ставки по лизингу и кредитам – работает специальное кредитное агентство (Farm Credit Canada) со ставками существенно ниже рыночных и готовое разработать специальную программу непосредственно с производителем техники, сделать уникальное предложение по лизингу.
Также действуют специальные финансовые программы для дилеров, что позволяет увеличить возможности по инвестициям в сервисную поддержку, развитию продаж по трейд-ин, аренде оборудования.
Широкое развитие получила система страхования фермеров, построенная таким образом, что при любых погодных условиях, даже при полной потере урожая, фермер остается финансово стабильным и без опасений инвестирует в технику. Это формирует стабильный и растущий спрос. Конечно, бывают спады, но не такие критичные.
Непосредственно для машиностроительных компаний развиты следующие меры поддержки:
— Очень сильная поддержка экспорта – практически бесплатное страхование и кредитование.
— Целевые займы под развитие производства с нулевой ставкой, которые могут простить или частично списать если предприятие обеспечивает новые рабочие места.
— Налоговые льготы по инвестициям в НИОКР.
Повторюсь, один в один меры поддержки копировать не надо, но адаптировать можно. Основное, что нужно заимствовать и применить – это долгосрочность и стабильность.
Например, у нас есть «Программа 1432» (аналога нет в Канаде), которая отлично поддерживает производство в России. Однако ее основной минус – никто не знает, как она будет работать в следующем году, да и в течении года по ее действию ощущается нестабильность. Если такую программу принять на 3-4 года – это вселило бы уверенность в отрасль.
ЦБ вновь повысил ключевую ставку, при высоких ставках кредиты дорожают, компании вынуждены урезать расходы и сосредотачиваться на самых прибыльных направлениях. Как выстроена работа на ТД «Алмаз», как изменения ключевой ставки влияют на вашу компанию, есть ли какая-то стратегия компании при существующей финансовой ситуации?
Повышение ставки – однозначно негативное явление, которое бьет по машиностроению сразу в нескольких местах:
1) Сокращение спроса на технику со стороны фермеров.
— Хозяйства с собственными свободными финансовыми ресурсами не спешат с инвестициями. Нам так и говорят некоторые клиенты: «Зачем мне сейчас инвестировать с риском, если могу положить средства в банк под 18-19%?».
— Хозяйства, у которых нет своих свободных ресурсов, также сокращают инвестиции в технику, потому что не могут позволить лизинг или кредит даже по льготным ставкам.
2) Даже мы, промышленные предприятия, более осторожно подходим к вопросу инвестирования и развития производства.
Видим, действия государства должны быть направлены на предоставление льготной ставки для покупки техники фермерам. «Росагролизинг» – отличный партнер, его программы реально помогают фермерам приобретать технику. Хотелось, чтобы ставка в РАЛ была еще ниже, а процесс одобрения заявок проще и быстрее – даже не за себя просим, а за наших клиентов. При этом в идеале льготные ставки должны быть только на технику российского производства – иностранная техника хорошо поддерживается их собственными правительствами.
Как бы вы оценили рынок сельхозмашиностроения в 2024 году? Какие проблемы сохраняются? Какие перспективы имеются?
Падение рынка за первые девять месяцев 2024 года оценивается в 10-15%. Ожидаем, что рынок упадет еще – по итогам года падение составит до 20%. Причины следующие: экстремальные погодные условия (причем если в Европейской части России – засуха, то в Сибири – дожди), низкие цены на зерно, ограниченные возможности экспорта сельхозпродукции. Также следует отметить, что у многих хозяйств есть еще непроданный урожай 2023 года, который они придерживают из-за низких цен на продукцию. Все это делает фермера более осторожным при инвестициях в оборудование и в целом сокращает спрос – причем сокращение спроса заметно даже в запасных частях на почвообрабатывающую технику.
Тем не менее на рынке за последние несколько лет всегда за падением следовал рост – если не в 2025-м, то позже, но он будет. Какие предпосылки:
— Расширение географии экспорта сельхозпродукции – мы видим рост продаж в страны Юго-Восточной Азии и на Ближний Восток, это позволит фермерам улучшить свое финансовое положение и увеличить инвестиции в технику.
— Импортное оборудование, завезенное до 2022 года, изнашивается и все равно потребует замены, плюс проблемы с поставками запасных частей и их цены мотивируют к переходу на местную технику.
—Рынки сбыта российской сельхозтехники. Куда сегодня вы поставляете продукцию? Востребовано ли наше оборудование? Что необходимо сделать, чтобы повысить спрос на международном рынке?
Конечно, наш основной рынок – Россия. Из-за географического положения и исторически лучше всего мы представлены в Сибирском и Уральском округах, на Дальнем Востоке. Также за последние годы существенно нарастили продажи в Европейской части РФ, активно работаем с дилерами, участвуем в выставках, проводим демпоказы для фермеров.
Второй по значимости для нас – рынок Казахстана, географически и исторически мы занимаем там одну из лидирующих позиций. В Казахстане ситуация еще хуже – падение рынка техники составляет до 40%. При этом отмечу, правительство Казахстана последовательно ведет политику по развитию местного производства, в том числе и по почвобрабатывающей технике, что осложняет продажу готового оборудования из России. Мы планируем организовать сборочное производство в Республике, что позволит пользоваться местными мерами поддержки и нарастить продажи.
Также работаем с Узбекистаном, Республикой Беларусь.
В других странах пока сложно. Наше оборудование конкурентно по качеству и надежности, но неконкурентно по цене с почвобрабатывающей техникой и запасными частями из Китая, Турции, Ирана. Причин несколько: высокие цены на металл, более высокие производственные издержки (электроэнергия, отопление) и конечно, процентные ставки, о которых мы говорили ранее. Мы активно пользуемся мерами государственной поддержки, в частности субсидиями на логистику. Также полезны субсидии по возмещению расходов на выставки и на экспорт техники с гарантией обратного выкупа – будем работать по развитию экспорта и дальше.
Ваш прогноз на 2025 год: каких изменений ждать? Что сегодня должно делать государство/сами производители, чтобы улучшить положение дел в отрасли?
Думаю, проблемы спроса на технику со стороны фермеров в России и Казахстане сохранятся и в 2025 году – предпосылок для роста пока не видно. Мы уже адаптировались в 2024-м к снижению объемов производства: оптимизировали издержки, сокращаем складские запасы.
Также уверен, сохранится сложная ситуация на рынке труда в части квалифицированных рабочих, специалистов – другими словами, кадровый голод нас не отпустит.
Для себя как для производителя мы выделяем следующие направления по улучшению:
Выпуск новых почвобрабатывающих орудий. Несколько проектов мы начали в 2024 году – часть из них выходит в серийное производство в 2025-м. Например, наш культиватор чизельно-дисковый, который получил серебряную медаль Агросалона. Также будут продукты, которые мы сейчас разрабатываем и будем осваивать в 2025 году.
Освоение новых запасных частей – активно занимались данным направлением в 2024-м, продолжим и далее, так как импортозамещение по-прежнему актуально. Например, мы успешно осуществили импортозамещение по стойкам для культиваторов. Об этом более подробно расскажем на презентации: «Кейс успешного импортозамещения, как «Алмаз» заменил импортные детали отечественными аналогами», которая пройдет с 12:30 до 14:30 часов 8 октября в рамках деловой программы Агросалона.
Роботизация и цифровизация производства. В 2025 году у нас появляется несколько производственных роботизированных решений: по сварке, по покраске, по термической обработке, что позволит сократить издержки, повысить качество и снизить негативные последствия кадрового голода.
В целом мы довольно пессимистично смотрим на 2025-й, но более позитивно на 2026-2027 гг. Думаю, улучшение ситуации зависит от многих факторов – от нас самих в том числе, но помощь государства очень важна.
Что хотелось бы увидеть:
1.Более стабильную и долгосрочную поддержку конечных потребителей нашей техники – фермеров. Это позволит как стабилизировать рынок, так и обеспечить его равномерный рост.
2.Стимулирование спроса на технику через льготные программы лизинга. При этом необходимо, чтобы «Росагролизинг» как основной оператор имел возможность разработать специальные финансовые программы с отдельными производителями. Мы готовы со своей стороны субсидировать – не только за счет снижения цены, но и первого взноса, снижения процентной ставки для конечного клиента.
3.«Программа 1432» как очень действенный инструмент должна носить долгосрочный характер – на 3 года минимум. Лучше, если программа изначально будет разделена на две: для производителей самоходной техники и для заводов прицепной/навесной техники. Это очень разная специфика.
4.Думаю, нужна специальная программа для дилеров – это важное звено в нашей отрасли. Они обеспечивают связь с конечным клиентом, настройку техники, сервис. Специальные финансовые программы для дилеров помогут и производителям, и фермерам.
Источник: Российский агротехнический форум