21 декабря 2023

Динамика производства и отгрузок на внутренний рынок российских полуприцепов за 10 мес. 2023 г.

По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 75% от всего объема производимых в РФ полуприцепов), производство российских полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) за 10 мес. 2023 года выросло на 44%, до 17,6 тыс. ед.

 

Отгрузки отечественных полуприцепов на внутренний рынок увеличились на 51,6% и составили 17,26 тыс. ед.

В количественном выражении за рассматриваемый период отгрузки рефрижераторов выросли в 3,9 раза, до 310 шт., нефтевозов – в 2,6 раза, до 320 шт., тентованных полуприцепов – в 2,2 раза, до 3,58 тыс. шт., зерновозов – на 91%, до 1,1 тыс. шт., тралов – на 86%, до 1,88 тыс. шт., бензовозов – на 77%, до 773 шт., контейнеровозов – на 73%, до 2,67 тыс. шт., изотермических полуприцепов – на 64%, до 635 шт., битумовозов – на 42%, до 712 шт., самосвальных полуприцепов – на 28%, до 2,28 тыс. шт., нетентованных полуприцепов – на 1,7%, до 1,74 тыс. шт., цементовозов – на 1,6%, до 389 шт.

Отгрузки сортиментовозов сократились на 64%, до 206 шт. Основная причина – существенное снижение лесозаготовки, что повлекло за собой падение спроса в этом сегменте.

Доля отечественных производителей полуприцепов на внутреннем рынке России составляет 79%.

Динамичное развитие российского прицепного машиностроения стало возможным, в том числе благодаря введению утилизационного сбора. Результатом реализации этого эффективного механизма стал тот факт, что отечественные машиностроители уже сегодня могут при необходимости полностью заместить иностранные автомобильные полуприцепы на внутреннем рынке. Для этого у заводов есть все необходимые компетенции и мощности.

Наряду с положительной динамикой российские предприятия отмечают такие проблемы, как агрессивный импорт со стороны зарубежных игроков, высокие цены на металл, растущие затраты на энергоресурсы и нефтепродукты, дорогие кредиты.  

Необходимо и дальше развивать меры по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по демпинговым ценам, чтобы добиться 100-процентного импортозамещения в отрасли.

Также следует продолжить предоставлять возможность потребителям приобретать отечественную технику на льготных условиях и реализовывать политику по выравниванию условий конкуренции с иностранными компаниями.

Особое внимание необходимо уделять вопросу выпуска, унификации компонентов с последующей их сертификацией, а также техническому регулированию и разработке государственных стандартов.

Ассоциация «Росспецмаш» считает, что нужно предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на развитие новых технологий, компетенций в области выпуска комплектующих для полуприцепов с объемом финансирования из федерального бюджета в 2024-2027 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно.

Необходимо распространить льготы для компаний IT-отрасли на производителей специализированной техники, в том числе и полуприцепов, а также комплектующих к ним. Это позволит направить дополнительные инвестиции на развитие техники и компонентов.