06 июля 2020

О торгпредствах. Из интервью Дениса Мантурова

- Валентина Матвиенко 17 июня, выступая в Совете Фдерации, заявила, что не чувствует роли торгпредств в развитии экономического сотрудничества с другими странами и что отдача от этого института низкая. Денис Мантуров рассказал «Ведомостям» о том, как устроена работа торгпредств и что дальше планирует министерство. По словам министра, он готов обсудить эти проблемы с сенаторами 8 июля, когда будет делать доклад в Совете Федерации:

 

«Мы всегда открыты для конструктивных предложений по совершенствованию эффективности нашей работы, в том числе по вопросам развития и модернизации торговых представительств. Более того, для нас важно получать обратную связь от пользователей услуг загранаппарата – органов власти, бизнеса, экспертов – именно внешние рекомендации позволяют нам формировать взвешенную картину успехов и задач, требующих решения.

Торговые представительства де-юре перешли в ведение Минпромторга России в 2019 г. В первую очередь нам нужно было проанализировать текущее состояние дел, и на основании этого, отталкиваясь от определенных экономических и торговых приоритетов, мы сформировали план необходимых действий по модернизации загранаппарата с участием бизнес-сообществ и экспертов. Поскольку тянуть резину в наши планы не входило, мы, не дожидаясь результатов инвентаризации, еще с 2018 г., когда было объявлено о передаче загранаппарата, стали работать с торгпредами. В июле 2018 г. я собрал всех торгпредов на «Иннопроме» и погрузил их в промышленную повестку; они разъехались по регионам, потому что их основная задача – активно работать с территориями.

За последний год нам действительно удалось сфокусировать торговые представительства на работу с регионами России и бизнесом: совместно с Российским экспортным центром запустили единую систему продвижения экспорта и организовали группы поддержки экспорта в торгпредствах, внедрили практику региональных выездов-стажировок торговых представителей, обеспечили обязательную практику проведения оценки эффективности бизнес-миссий на основе опросов предпринимателей. Организовали постоянно действующую онлайн-площадку, к которой подключены министры промышленности всех регионов и торговые представители. Ввели формат «Час с торгпредом», в рамках которого предприниматели обсуждают с торгпредами вопросы выхода на внешние рынки с помощью видео конференц-связи. Наша задача – увеличить многократно число контактов торгпредов с бизнесом через расширение каналов коммуникации и упрощение доступа к ним. И, кстати, торговая сделка – не всегда обязательный результат такого контакта. Задача торгпреда – вовремя предостеречь экспортера от ошибок, ведь определенные рынки могут не подходить для сбыта той или иной продукции.

Если говорить о цифрах, то в прошлом году в торговые представительства поступило свыше 33 000 обращений как от российских экспортеров и органов власти (почти 25 000), так и от иностранного бизнеса и государственных институтов (более 8000). Торгпредства организовали для наших экспортеров свыше 10 500 встреч с потенциальными зарубежными партнерами, помогли провести свыше 1000 деловых мероприятий, а также столько же официальных делегаций и более 250 бизнес-миссий. Эти результаты говорят сами за себя.

Торговые представительства показали свою эффективность и в условиях пандемии. Например, в торгпредстве в Китае наши коллеги 2,5 месяца практически жили в логистических центрах, в аэропортах, обеспечивая формирование и поставки в Россию медицинских грузов – в самый разгар эпидемии и карантина. Именно такая работа и отдача, в моем понимании, требуют поощрения.

Мы продолжим работу по совершенствованию деятельности торговых представительств. При этом не боимся ответственности: в этом году планируем ввести систему оценки эффективности деятельности торгпредств, которая напрямую связывает премирование и практические измеримые результаты работы по объему экспорта и количеству заключенных контрактов».

Источник: Ведомости