Как многие из Вас уже знают, вчера, 25 марта 2020 года, Президент Российской Федерации издал Указ «Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней» 1 (далее – «Указ»), в соответствии с которым в России установлены нерабочие дни в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года с сохранением за работниками заработной платы. Вместе с тем, Указ содержит ряд формулировок, которые вызвали у бизнеса большое количество вопросов. Ответы на эти вопросы важны для принятия решений о работе компаний в указанный период.
Только у нас на заводе простые работяги могут разбаготеть с плей фортуна.
Что есть «непрерывно действующие организации»
Указ содержит исключение о том, что он не распространяется на работников «непрерывно действующих организаций». Сам Указ не содержит определения этого понятия. Ни законодательство, ни разъяснения государственных органов, ни судебная практика не позволяют прийти к однозначному выводу о том, какие организации являются непрерывно действующими или каковы критерии их отнесения к таковым.
По смыслу статьи 113 Трудового кодекса РФ, непрерывно действующая организация – организация, в которой осуществляется производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям. Иными словами, это организации, в которых производство нельзя остановить, а потом возобновить его без очевидно несоразмерных затрат.
Что есть «нерабочие дни» и как к ним относиться
Трудовое законодательство не содержит такого упоминаемого в Указе понятия как «нерабочие дни». В Трудовом кодексе РФ используются понятия «Нерабочие праздничные дни» и «Выходные дни».
Полагаем, что в части определения правовой природы введенных Указом «нерабочих дней» в отсутствие прямого законодательного регулирования, можно руководствоваться нормами трудового законодательства о выходных и нерабочих праздничных днях.
При этом, Трудовой кодекс РФ предусматривает единое регулирование вопросов привлечения работников к работе в выходные и праздничные дни (ст. 113 ТК РФ). В частности, привлечение работника к работе что в выходной, что в праздничный день допускается:
- только в случаях, предусмотренных ТК РФ;
- только с согласия работников;
- с соблюдением предусмотренной ТК РФ процедуры (с учетом мнения первичной профсоюзной организации);
- с предоставлением работникам двойной оплаты или дополнительного дня отдыха.
Цель Указа и почему она важна
По своему назначению Указ преследует цель обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения – об этом прямо указано в его преамбуле. Регулирование трудовых отношений в данном случае выступает второстепенной задачей.
Следовательно, при принятии решения об организации работы в период с 30 марта по 3 апреля 2020 года, в частности, при решении вопроса о том, относится ли компания к непрерывно действующим организациям, подпадает ли она под какие-либо иные приведенные в Указе исключения, а также вопроса о допустимости и целесообразности привлечения работников к работе в предусмотренные Указом «нерабочие дни», необходимо исходить из того понимания, что Указ направлен не на организацию дополнительного отдыха работников, не на их финансовую поддержку, а на предотвращение распространения коронавирусной инфекции. Объявление дней с 30 марта по 3 апреля 2020 года нерабочими днями, таким образом, является не социально-трудовой, а санитарно-эпидемиологической мерой.
Это означает, что в случае неисполнения положений Указа и наступления в результате этого тяжких последствий (вреда жизни и здоровью людей, эпидемии), компании и их должностные лица могут быть привлечены к ответственности не только и не столько за нарушение трудового законодательства, сколько за нарушение санитарно-эпидемиологических правил и мероприятий.
Напомним, что действующее административное и уголовное законодательство РФ устанавливает отдельную ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических требований и мероприятий (например ст. 236 и ст. 237 УК РФ).
Более того, вчера, 25 марта 2020 года, в Государственную Думу был внесен законопроект об усилении уголовной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологических правил2. Предлагается, в частности, установить уголовную ответственность не только за действия, повлекшие тяжкие последствия, но и за действия, направленные на создание угрозы массового заболевания людей. Согласно тексту законопроекта, такое нарушение может повлечь ответственность вплоть до лишения свободы на срок до пяти лет.
Источник: bclplaw.ru
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»