По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 70% от всего объема производимых в РФ полуприцепов), отгрузки российских полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) за первые два месяца текущего года сократились на 45% по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составили 1,98 тыс. единиц.
Отгрузки российских зерновозов в количественном выражении за рассматриваемый период сократились на 86,8%, тентованных полуприцепов — на 79%, контейнеровозов — на 62%, изотермических полуприцепов — на 43,1%, битумовозов — на 33,4%, нетентованных полуприцепов на 32,5%, тралов — на 29,7%, бензовозов — на 28,6%, самосвальных полуприцепов — на 18%.
В феврале 2025 года отгрузки отечественных автомобильных полуприцепов составили 1,07 тыс. ед., сократившись на 46,3% по сравнению с февралем 2024 года.
В целом внутренний российский рынок автомобильных полуприцепов за первые 2 месяца 2025 года в количественном выражении упал на 49% по сравнению с январем-февралем 2024 года и составил 3,7 тыс. ед. Доля отечественных производителей на нем составляет 79%.
Причинами негативной динамики являются запредельно высокая ключевая ставка, которая привела к заградительным ставкам по коммерческим кредитам и лизингу. В результате на фоне резко снизившийся инвестиционной активности резко сократилось число заказов. К тому же в сложном финансовом положении в связи с ростом расходов на осуществление текущей деятельности сегодня находятся перевозчики.
Отечественных производителей также беспокоит тот факт, что в 2024 году в Россию завезли более 8 тыс. ед. полуприцепов из Германии и Польши.
Кроме того, продолжают расти издержки производства. Растут и без того высокие цены на металл, комплектующие, электроэнергию, логистику. Были пересмотрены условия программ господдержки и объемы финансирования, что также сказалось на спросе.
Российское производство автомобильных полуприцепов в последние годы неуклонно росло, в том числе благодаря введению утилизационного сбора. Результатом реализации этого эффективного механизма стал тот факт, что отечественные машиностроители уже сегодня могут при необходимости полностью заместить иностранные автомобильные полуприцепы на внутреннем рынке по подавляющему большинству позиций. Для этого у заводов есть все необходимые компетенции и мощности.
В целях реализации этого потенциала важно в дальнейшем развивать инструменты по защите российского рынка от импортной продукции, реализуемой по ценам на грани или за гранью себестоимости. Необходимо, чтобы потребители и дальше могли пользоваться возможностью приобретать российские полуприцепы на льготных условиях. Нужно выравнивать условия конкуренции с иностранными компаниями и поддержать перевозчиков.
Особое внимание необходимо уделять техническому регулированию и разработке государственных стандартов.
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»