7 октября 2024 года состоялся Российский агротехнический форум, который прошёл под председательством президента ассоциации «Росспецмаш» Константина Бабкина и при поддержке Союза Машиностроителей России.
Ключевая тема: «Производство и рынок российского сельхозмашиностроения в 2024 году. Итоги и планы на будущее». В рамках форума эксперты обсудили, как видят ближайшее будущее машиностроители, аграрии и органы государственной власти.
В 2024 году российский агропромышленный комплекс оказался в новой реальности. Высокая ключевая ставка наряду с низкой доходностью аграриев негативно влияют на рынок сельхозтехники. Ситуацию усугубляет тот факт, что были пересмотрены условия программ господдержки производителей и аграриев, а финансирование ряда механизмов было сокращено. По этим причинам выпуск и отгрузки российской сельхозтехники существенно снижаются в большинстве сегментов.
В пленарном заседании приняли участие:
Косов Павел Николаевич, президент Объединенной Лизинговой Ассоциации
Любимов Дмитрий Владимирович, генеральный директор ТД «Алмаз»
Рылько Дмитрий Николаевич, генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка
Ситников Антон Викторович, исполнительный директор ЗАО «Строймашсервис», акционер АО «Елецгидроагрегат»
Чекмарёв Пётр Александрович, академик РАН, заместитель президента РАН, Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации
Цупрун Валентин Сергеевич, начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Министерства промышленности и торговли Российской Федерации
Швейцов Алексей Николаевич, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш – директор центра продаж, маркетинга и сервиса.
Председатель форума, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин начал свое выступление с оценки ситуации на российском рынке сельхозтехники. Он подчеркнул, что РАФ проводится ежегодно как раз для того, чтобы «сверить часы», обсудить ситуацию, в которой находятся производители сельхозтехники и аграрии, услышать друг друга и вместе двигаться дальше, но уже более согласованно.
В последние годы зарубежные, в первую очередь западные компании, показали свою ненадежность, уйдя из России, что еще раз подтвердило правильность курса на импортозамещение. С 2019 года отечественные предприятия инвестировали более 38 млрд рублей в расширение и модернизацию производства.
При этом выпускать комплектующие в России зачастую бывает экономически нецелесообразно.
На примере гидродинамической трансмиссии председатель форума отметил, что стоимость производства в России в полтора раза выше, чем в Китае. Но и условия в России и Китае, а также, например, в Канаде очень разные. В первую очередь, он обратил внимание на налоги. Налоговое бремя в России несравнимо выше.
Налоги с зарплаты (НДФЛ и социальные платежи) в Китае составляют 0 % при зарплате до 67 тысяч рублей в месяц. Также НДС — 13%, а налог на недвижимость — 1,2%. В РФ налог на зарплаты — 43%, НДС — 20%, а налог на недвижимость — 2%. В итоге производство выходит дороже. Высокая себестоимость компенсируется субсидиями и мерами защиты рынка, но сегодня эти меры поддержки недостаточны.
По словам президента ассоциации «Росспецмаш», сейчас производители ждут следующих шагов по поддержке отрасли, которые включают финансирование в полном объеме программы 1432, внедрение грантов на развитие выпуска комплектующих, эффективную поддержку экспорта, защиту внутреннего рынка.
Академик РАН, заместитель президента РАН и Заслуженный работник сельского хозяйства Российской Федерации Пётр Чекмарёв считает, что российская сельхозтехника за последние годы существенно выросла в качестве. Комбайны в России на уровне лучших мировых моделей, в России выпускаются высококачественные тракторы и другие агромашины. Несмотря на это у нас в стране по-прежнему наблюдается высокая степень износа техники в парке аграриев. На этом фоне аграрный бизнес еще и сократил темпы модернизации сельхозпроизводства. В хозяйствах должно быть в разы больше техники и оборудования, чем есть сегодня.
По словам исполнительного директора ЗАО «Строймашсервис», акционера АО «Елецгидроагрегат» Антона Ситникова, на предприятии фиксируют падение спроса на комплектующие. Спикер заявил, что машиностроители напрямую зависят от платежеспособного спроса, который нужно стимулировать. Необходимо создавать благоприятный климат для роста привлекательности рабочих профессий и общий инвестиционный климат для производителей. Нужна лидирующая роль государства в планировании развития промышленности на ближайшие 5-10 лет.
Программы господдержки, по мнению спикера, должны быть долгосрочными и предсказуемыми.
Алексей Швейцов, первый заместитель генерального директора компании Ростсельмаш – директор центра продаж, маркетинга и сервиса заявил, что издержки аграриев и низкие цены на сельхозпродукцию привели к снижению спроса на сельхозтехнику на внутреннем рынке России. К тому же существенно выросли льготные кредитные ставки для аграрного бизнеса, что усугубляет ситуацию.
Начальник управления сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России Валентин Цупрун поблагодарил организаторов форума за возможность конструктивного диалога. Спикер также отметил снижение платежеспособного спроса аграриев и рассказал про действующие меры господдержки.
РАФ, который прошел при поддержке Союза Машиностроителей России, собрал более 400 человек, среди которых руководители органов государственной власти, владельцы агрохолдингов и машиностроительных предприятий, руководители сервисных и дилерских организаций, эксперты отрасли и СМИ.
Источник: пресс-служба РАФ
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»