05 августа 2024

Динамика отгрузок российской строительно-дорожной техники на внутренний рынок за 6 месяцев 2024 года

По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения отгрузили на внутренний рынок за 6 месяцев 2024 года продукции на сумму 38,6 млрд. руб., что на 6% больше, чем за этот же период в 2023 году.

 

В количественном выражении в январе-июне 2024 года отгрузки телескопических погрузчиков выросли в 2,6 раза, экскаваторов-погрузчиков – на 91%, фронтальных погрузчиков – на 58%, гусеничных бульдозеров – на 25%. Отгрузки катков остались на уровне прошлого года.

Отгрузки экскаваторов в количественном выражении в январе-июне 2024 года сократились на 60%, автокранов – на 22%, мини-погрузчиков – на 14%, кранов-трубоукладчиков – на 12%, автогрейдеров – на 2%.

Основными проблемами для отрасли по-прежнему остаются агрессивный импорт, высокая ставка ЦБ РФ, растущие издержки производства.

Особенно остро ситуация обстоит в таких сегментах, как экскаваторы, фронтальные погрузчики, асфальтоукладчики, где доля иностранных машин превышает 90%. Доминирующее положение по этим позициям занимает продукция китайских компаний.

За счет эффекта масштаба производства, а также за счет государственной поддержки экспорта, иностранные производители предлагают потребителю более низкие цены. Зачастую их уровень находится на грани рентабельности или даже за её гранью.

Даже в сложившихся непростых условиях отечественные заводы продолжают активную инвестиционную деятельность, реализуя в разных регионах страны масштабные проекты, выпуская новые модели техники, в том числе за счет эффективной государственной поддержки.

Заводы просят защитить внутренний рынок при помощи различных тарифных инструментов, как это делают за рубежом. Ассоциация «Росспецмаш» предлагает активнее использовать такой эффективный инструмент для защиты рынка (и прежде всего потребителя), как государственный контроль за техническим регулированием как продукции, так и лиц-импортеров. Необходимо следить за добросовестным выполнением сертификации, чтобы исключить многочисленные случаи, когда она носит декларативный характер и не препятствует поступлению на российский рынок техники низкого качества. Такой подход также позволит защитить инвестиции российских заводов, которые активно вкладывают средства в современные технологии, выпуская инновационную, высокопроизводительную продукцию.

Нужно направлять гранты на развитие производства компонентов для СДТ, активно использовать те меры поддержки, которые уже предлагает государство, углублять кооперацию между производителями и потребителями комплектующих, обеспечить российских машиностроителей и производителей комплектующих льготными кредитами по ставке от 0 до 1%.