По данным портала «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), российские заводы строительно-дорожного машиностроения произвели за 1 квартал 2023 года продукции на общую сумму 19,9 млрд руб., что на 30% больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Отгрузки на внутренний рынок РФ за рассматриваемый период составили 17,7 млрд руб., что на 24% выше показателя 1 квартала 2022 года.
В целом спрос на отечественную строительно-дорожную технику динамично растет. Для большинства моделей заводы смогли в кратчайшие сроки заместить импортные комплектующие в основном за счет переориентации на российские аналоги и благодаря развитию собственного производства. Продолжается реализация масштабных инфраструктурных проектов. Крупные компании всё чаще отдают предпочтение именно специализированной технике из России.
В количественном выражении в 1 квартале 2023 года отгрузки экскаваторов выросли в 5,9 раза, кранов-трубоукладчиков – в 3 раза, мини-погрузчиков – на 22%, катков – на 14%, фронтальных погрузчиков – на 1%.
Отгрузки экскаваторов-погрузчиков в количественном выражении в январе-марте 2023 года сократились на 73%, кранов-манипуляторов – на 23%, автогрейдеров – на 22%, гусеничных бульдозеров – на 19%.
Снижение отгрузок в отдельных сегментах связано с разными причинами. Например, в сегменте автогрейдеров наблюдается рост производства, следовательно, часть отгрузок запланирована на более поздний срок. В ряде случаев предприятия еще не успели наладить собственный выпуск комплектующих в достаточных объемах. Также остается проблема агрессивного импорта, в том числе случаи, когда иностранные машины и оборудование реализуются фактически по себестоимости или ниже её.
В Ассоциации «Росспецмаш» считают, что в целом отечественные заводы справились с беспрецедентной ситуацией, когда в Россию перестали поставлять комплектующие. Российские производители активно инвестируют средства в расширение и модернизацию производства не только машин, но и компонентов. Предприятия доказали, что могут форсировать темпы локализации и удовлетворить имеющийся спрос.
Для обеспечения технической и технологической безопасности в сфере строительства, а также содержания объектов и дорог необходимо отдавать преимущество при выборе машин и оборудования именно российским производителям. Это позволит заводам наращивать выпуск продукции, осваивая новые направления.
В противном случае можно столкнуться со всеми рисками, которые наглядно продемонстрировал 2022 год. Среди них отсутствие импортных запчастей и компонентов, зависимость применяемых в строительстве технологий от иностранных машин, снижение качества проводимых работ при эксплуатации импортной техники с технически упрощенным функционалом, увеличение срока поставок машин.
Ассоциация «Росспецмаш» считает, что для развития отрасли нужно предусмотреть механизм предоставления производителям субсидий в виде грантов на развитие новых технологий, компетенций в области выпуска комплектующих для строительно-дорожной техники с объемом финансирования из федерального бюджета в 2023-2026 гг. в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно.
Необходимо разработать и запустить программу «Федеральный лизинг» по примеру программы, действующей в сельхозмашиностроении, предусмотреть увеличение финансирования постановлений № 811, №823 и финансирование постановления №634 в направлении специализированной техники в 2023-2030 гг. в соответствии с фактическими потребностями производителей.
Важно распространить льготы для компаний IT-отрасли в части снижения налога на прибыль и снижения страховых взносов на производителей специализированной техники и комплектующих для специализированной техники с целью вложения этих средств в инвестиции для развития производства машин и компонентов.
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»