Отгрузки на внутренний рынок РФ российских полуприцепов (используются с грузовиками-тягачами для перевозки различных типов грузов) выросли в 2020 году по сравнению с 2019 годом в количественном выражении на 7% до 22,8 тыс. ед. По сравнению с 2017 годом отгрузки выросли более чем в два раза.
На долю импорта пришлось 22% от общего рынка полуприцепов. Импорт новой техники составил 5,8 тыс. ед., бывшей в употреблении техники - 645 ед.
В 2019 году доля импорта составляла 32%.
Причинами роста отрасли с 2017 года являются меры господдержки, в частности льготный лизинг, доказавший свою высокую эффективность, улучшение качества российской техники, повышение уровня локализации и снижение зависимости от иностранных комплектующих.
Кроме того, введенный в 2018 году механизм утилизационного сбора на полуприцепы массой выше 10 тонн позволил значительно сократить поставки на рынок России техники с запредельно высоким сроком эксплуатации.
В 2017 году в России складывалась критическая ситуация с засильем иностранных полуприцепов, которые занимали 65% рынка. Большая часть импорта приходилась на бывшую в употреблении технику, которая уже практически выработала свой ресурс. Только за рассматриваемый период в РФ было поставлено более 7,5 тыс. ед. таких полуприцепов. Отгрузки же российских полуприцепов составляли в 2017 году 11,2 тыс. ед.
Три года назад засилье вторичного импорта не давало развиваться отечественным производителям, таким как «Тонар», «Бонум», «Сеспель», «Тверьстроймаш», «Политранс», «Спецприцеп», «Новтрак», «УралСпецТранс» и другие.
По оценке ассоциации «Росспецмаш», из-за сложившейся ситуации ежегодные потери в выручке производителей составляли свыше 10 млрд руб., а загрузка производственных мощностей не превышала 30%.
Поставки «иностранного хлама» в Россию мешали не только производству качественной отечественной техники, но и негативно сказывались на вопросах экологии, безопасности эксплуатации, приводили к социальной напряженности в отрасли. Заводы не имели возможности инвестировать в расширение и модернизацию производственных мощностей. Сокращались рабочие места, падали зарплаты, снижались налоговые отчисления.
Бывшие в употреблении полуприцепы было выгоднее продать за бесценок в России, чем платить за утилизацию в странах Европейского союза.
Благодаря принятию правительством РФ своевременных мер, в 2020 году по сравнению с 2017 годом доля импорта б/у полуприцепов на внутреннем рынке сократилась в 11,7 раза, а доля импорта в целом – в 3 раза.
Отечественные заводы доказали, что за короткий срок при выравнивании условий конкуренции они могут значительно увеличить свою долю на российском рынке и обеспечить поставки в объеме, который требуется потребителям. Российский рынок не превратился в «свалку» старых полуприцепов, теперь на нём присутствует в основном современная новая техника.
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»