Российские заводы строительно-дорожного машиностроения[1] отгрузили на внутренний рынок за 9 месяцев 2020 года своей продукции на общую сумму 28,6 млрд руб., что на 6,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом производство отечественной СДТ за рассматриваемый период выросло на 0,5% и составило 30 млрд руб.
Если говорить про основных отечественных игроков рынка, которые предоставляют данные на портал «Росспецмаш-Стат» (объединяет данные компаний, которые выпускают 80% от всего объема производимой в РФ СДТ), то 70% из этих компаний показали рост отгрузок за 9 мес. 2020 года, а 30% предприятий продемонстрировали снижение.
По данным «Росспецмаш-Стат» отгрузки кранов-манипуляторов за 9 мес. 2020 года выросли в количественном выражении на 43%, гусеничных экскаваторов – на 30%, катков – на 26%, бульдозеров – на 7%, автокранов – на 3%.
Падение отгрузок зафиксировано в сегменте экскаваторов-погрузчиков – на 27%, автогрейдеров – на 18%, мини-погрузчиков – на 17%.
В первом полугодии текущего года сокращение производства отечественной строительно-дорожной техники составило 8%, а объем выпуска машин – 19 млрд руб., тогда как был зафиксирован рост отгрузок на внутренний рынок на 6% до 17,5 млрд руб.
На динамику во втором и третьем квартале повлиял фактор отложенного спроса после отмены ограничений из-за коронавируса на жилищное и социальное строительство. Кроме того, в первом квартале еще не была запущена программа льготного лизинга специализированной техники (сейчас она действует и стимулирует платежеспособный спрос на внутреннем рынке).
Ослабление курса рубля привело к росту стоимости металла на внутреннем рынке и увеличению цены импортных комплектующих. Заводы столкнулись с проблемой нехватки компонентов, не имеющих аналогов на территории РФ, в связи с приостановкой производства на предприятиях в странах Европейского союза и Азии.
Для смягчения последствий распространения коронавирусной инфекции и связанного с ней снижения платежеспособного спроса Ассоциация «Росспецмаш» предлагает реализовать комплекс мер поддержки.
Важно предложить для отраслей строительно-дорожного и прицепного машиностроения программу, аналогичную постановлению правительства № 823 в пищевом машиностроении, в рамках которого субсидируются скидки на технику. Потому что лизинг, несмотря на его эффективность, охватывает далеко не все сделки.
Необходимо установить приоритетный доступ для российских производителей к государственным закупкам и закупкам компаний с госучастием. Ведь более 40% отечественной СДТ, закупаемой в России, приобретается в рамках федеральных законов № 223-ФЗ от 18.07.2011 и № 44-ФЗ от 05.04.2013. Для углубления локализации производства в России строительно-дорожной техники и компонентов требуется ускорить процесс внесения изменений в постановление правительства № 719 (документ содержит требования для признания промышленной продукции российской продукцией).
Ассоциация «Росспецмаш» рассчитывает, что рост отгрузок российской СДТ на внутренний рынок по итогам года составит порядка 10%.
[1] Без учета продукции прицепного и коммунального машиностроения
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»