Предприятия специализированного машиностроения в непростом текущем году для экономики страны, смогли сохранить производственные показатели на уровне прошлого года, а по отдельным отраслям промышленности показать положительную динамику.
Заводы смогли достичь данных результатов за счёт слаженной работы трудового коллектива, опыта руководящего состава и действующих мер поддержки от лица Правительства Российской Федерации. В 2021 году Правительство готово и дальше поддерживать отечественное машиностроение за счёт внедрения новых мер и дополнительного финансирования текущих программ.
В целях стабильного развития отечественных предприятий в будущем, увеличения доли на внутреннем рынке и наращивания экспорта, требуется решить системные проблемы, с которыми сталкиваются производители техники. Для достижения поставленных целей необходимы консолидированные действия всех предприятий отрасли.
Создание общего благоприятного фона
Необходимо изменить вектор экономической политики таким образом, чтобы обеспечить выполнение Федерального закона о Промышленной политике в Российской Федерации, а также отраслевых стратегий развития:
1) законодательно установить ответственность Банка России за рост производства и создание рабочих мест в экономике;
2) функции Налогового кодекса переориентировать с сугубо фискальных на стимулирующие, посредством налоговых льгот, вычетов и премий;
3) пересмотреть налогообложение энергоносителей, транспорта и сырьевых товаров с целью снижения их стоимости внутри страны;
4) заморозить тарифы на электроэнергию для предприятий обрабатывающих секторов экономики;
5) снизить экономическую привлекательность экспорта необработанного сырья и металлов.
Развитие производства
В целях ускоренной модернизации производственных мощностей и технического и технологического развития продукции специализированного машиностроения необходимо обеспечить достаточность, стабильность и прогнозируемость финансирования существующих мер государственной поддержки, а также внедрить новые механизмы промполитики:
1) внедрить механизм предоставления субсидии из федерального бюджета на компенсацию части затрат, связанных с разработкой и выводом на рынок новой продукции специализированного машиностроения:
- ускорить внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации № 1649;
- продолжить практику предоставления льготных кредитов по линии ФРП;
- разработать и внедрить отраслевой механизм субсидирования пилотных партий специализированной техники и оборудования;
2) ввести механизм предоставления из федерального бюджета грантов на организацию производства компонентов к специализированной технике в Российской Федерации (двигатели, элементы гидравлики, мосты, трансмиссии, подшипники и элементы топливных систем и другие компоненты) в размере не менее 50% от затрат, направляемых на их разработку и постановку в серийное производство;
3) утвердить Стратегию развития строительно-дорожного и прицепного машиностроения на период 2030 года, включающую основные подходы к государственному регулированию и поддержке в разрезе сегментов отрасли;
4) разработать и утвердить Стратегию развития производства ключевых компонентов для производства специализированной техники на период до 2030 года;
5) включить строительно-дорожную и прицепную технику в область применения постановления Правительства Российской Федерации № 823 с 1 января 2021 года и обеспечить финансирование сегментов в размере не менее 3 млрд рублей, с возможностью увеличения лимита;
6) увеличить размер субсидирования в рамках программы льготного лизинга для потребителей, снявших с регистрационного учета и утилизировавших специализированную технику старше 15 лет;
7) в 2021 году провести выставку-форум российских производителей строительно-дорожного машиностроения
8) обеспечить получение доступа производителей к статистике государственной регистрации самоходной техники.
Протекционизм
Необходимо продолжить и развить позитивные тенденции в промышленной политике, направленные на обеспечение разумного протекционизма:
1) повысить ставки таможенных пошлин на продукцию специализированного машиностроения минимум до уровня, закрепленного в обязательствах России перед ВТО;
2) в целях усовершенствования системы администрирования утилизационного сбора, а также наполнения федерального бюджета Российской Федерации:
- провести индексацию ставок утилизационного сбора до уровня 15-20% от рыночной стоимости техники;
- ввести утилизационный сбор в отношении стационарного оборудования, прицепных и навесных видов специализированной техники, а также компонентов посредством внедрения новых способов администрирования, например, за счет введения обязательной маркировки;
- ввести утилизационный сбор на надстраиваемое оборудование (бетономешалки, краны, самосвалы, мусоровозы, КДМ и т.д.);
3) в рамках расширения применения критериев наличия производства промышленной продукции на территории Российской Федерации и усовершенствования процедуры выдачи соответствующих заключений:
- включить в Приказ ТПП РФ № 52 положения об административной и уголовной ответственности экспертов и руководства региональных палат ТПП за качество и сроки проведения проверок и подготовки актов экспертизы;
- внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации № 719, предусматривающие детализацию требований к технологическим операциям, выполняемым при производстве специализированной техники, и ввести балльную систему оценки уровня локализации;
- привязать промышленные субсидии в рамках постановлений Правительства Российской Федерации № 145 и 146 к постановлению Правительства Российской Федерации № 719;
- обратиться в Правительство Российской Федерации о необходимости предоставлении субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации исключительно на приобретение специализированной техники, соответствующей требованиям постановления Правительства Российской Федерации № 719;
- обратиться в Правительство Российской Федерации о необходимости предоставления субсидии кредитным организациям на возмещение недополученных доходов по кредитам, выданным сельхозпроизводителям по льготной ставке в рамках реализации Постановления № 1528, исключительно на приобретение сельскохозяйственной техники, соответствующей требованиям Постановления № 719;
5) в рамках государственных и муниципальных закупок и закупок компаний с государственным участие ввести квотирование на оказание услуг с использованием импортной специализированной техники и оборудования;
6) внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа 2016 г. № 740 в части совершенствования порядка организации работ по проведению испытаний сельскохозяйственной техники и корректировки перечня критериев определения функциональных характеристик (потребительских свойств) и эффективности сельскохозяйственной техники и оборудования;
7) утвердить обязательное подтверждение соответствия самоходных машин требованиям технических регламентов в форме одобрения типа самоходных машин (ОТСМ) с обязательным утверждением в уполномоченном государственном органе;
8) установить предельный срок временного ввоза зерноуборочных комбайнов на таможенную территорию Российской Федерации в 10 календарных дней;
9) ввести меры защиты внутреннего рынка от субсидируемого импорта специализированной техники и компонентов из-за рубежа (антидемпинговые меры в отношении производителей третьих стран);
10) обеспечить борьбу с контрафактным и низкокачественным импортом компонентов для специализированного машиностроения (введение сертификации и маркировки компонентов).
Развитие экспорта
Для сохранения темпов роста экспорта российской продукции на зарубежных рынках в условиях рецессии мировой экономики, а также дальнейшего укрепления позитивного имиджа и узнаваемости российских брендов необходимо:
1) возобновить реализацию механизма гарантирования обратного выкупа российской продукции в 2021-2023 годах;
2) продолжить практику участия в международных выставочно-ярмарочных мероприятиях и деловых миссиях за рубежом. А также внедрить компенсационный принцип финансирования таких мероприятий в соответствии с приоритетами (объем экспорта, расширение географии), установленными в документах стратегического планирования;
3) увеличить предельный объем затрат, компенсируемых при транспортировке продукции на внешние рынки с 11% до 20%;
4) увеличить объем экспортных поставок специализированной техники с использованием кредитных и страховых продуктов, предлагаемых российскими институтами поддержки экспорта.
Реализация мер запланированных Правительством Российской Федерации на поддержку отечественных предприятий, а также при внесении изменений в техническое регулирование, совершенствования нетарифного регулирования, увеличении степени локализации и д.р. — позволит снизить зависимость потребителей от импортной техники и комплектующих, увеличить количество рабочих мест, повысить заработную плату и сделать российскую экономику более сильной.
Больше новостей в Telegram-канале Ассоциации «Росспецмаш»