Стратегия развития сельхозмашиностроения до 2030 г. – один из важнейших документов для будущего отрасли. Перед началом ее реализации важно предусмотреть необходимое финансирование, заложив его в бюджет на ближайшие годы. В таком мнении сошлись участники заседания Экспертного совета при Комитете Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, которое прошло 18 июля.
Его темой стало законодательное обеспечение сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения.
По мнению экспертов, в дальнейшем не должно складываться ситуации, когда аграрии и сельхозмашиностроители каждый год гадают, а будет ли поддержка от государства и в каком размере. Решить эту проблему призвана разработанная стратегия.
По итогам первого этапа ее реализации, который предусматривает масштабную господдержку обновления парка сельхозтехники, инвестиции в НИОКР и рост узнаваемости продукции за рубежом, к 2021 году российские заводы должны занять 80% внутреннего рынка. По итогам второго этапа к 2025 году экспорт должен составить 50% от поставок. Это позволит загрузить мощности предприятий до 80–90%. По итогам третьего этапа годовое производство должно вырасти втрое, примерно до 300 млрд руб., а доля расходов на НИОКР в выручке достичь 3%. Также к 2030 году доля импортных компонентов в себестоимости продукции снизится с 35% до 10%.
«Хотел бы поблагодарить Ассоциацию «Росспецмаш» за активное участие в подготовке стратегии, - сказал директор Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга РФ Евгений Корчевой. – У отрасли появился документ высокого государственного уровня, который прошел согласование в Минфине, Минэкономики, Минсельхозе и подписан премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. В стратегии заложен революционный подход. На первом этапе господдержка должна помочь отрасли еще больше укрепить свои позиции на внутреннем рынке. На втором – существенно нарастить экспорт, а на третьем – стать отраслью, которая не нуждается в помощи государства».
Президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин подчеркнул, что документ должен лечь в основу правильных взаимоотношений между производителями и государством, позволив создать оптимальные условия для развития: «Стратегию нужно реализовывать всецело. Конечно, в ней заложен принцип, когда господдержка должна сойти на «нет». Чтобы это произошло, государству нужно создать комфортные условия для роста производства – например, изменить политику Центробанка, снизить налоги, цены на коммунальные услуги. Нельзя говорить о развитии производства без создания благоприятного делового климата в стране».
Согласен с коллегами и член Комитета Госдумы по аграрным вопросам Иван Лоор: «Стабильность господдержки сельхозмашиностроения очень важна. Нельзя правила игры менять ежегодно, потому что не станет развиваться бизнес, если он постоянно будет оставаться один на один со своими проблемами».
Член Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Пантелеев тоже считает, что конкретные объемы господдержки отрасли необходимо заложить как минимум на несколько лет вперед: «Нужно рассчитывать хотя бы на два-три года, чтобы крестьяне знали, на что им надеяться, поможет ли государство».
По словам Евгения Корчевого, следующим шагом для стратегии станет разработка конкретных мероприятий по ее реализации. В ходе этой работы станет понятным, на какие механизмы государственной поддержки смогут рассчитывать аграрии и заводы сельхозмашиностроения.
Иван Лоор заявил, что заседание Экспертного совета состоялось очень своевременно, ведь сейчас начался активный процесс формирования федерального бюджета, поэтому задача депутатского корпуса убедить правительство, что развитие сельхозмашиностроения необходимо поддержать.