Евгений Корчевой, директор «Росагромаш»: Утилизационным сбором должна облагаться сельхозтехника, бывшая в употреблении

ПродMag

Минпромторг по-прежнему не отказывается от идеи введения утилизационного сбора на сельскохозяйственную технику, заявил на прошлой неделе министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Каким он будет? На какую технику распространится? Пока эти вопросы согласовывают Минфин, Минэкономразвития и Таможенный Союз. По словам главы Минпромторга, производители сельхозтехники поддерживают этот план.

О том, как утилизационный сбор видят сами производители, ПродMagу рассказал директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш».

Евгений Корчевой: Утилизационным сбором, в нашем понимании, должна облагаться сельскохозяйственная техника, бывшая в эксплуатации. В Европе и США получается дешевле не утилизировать ее, а дешево, демпингуя, продать в страны третьего мира. В Россию — в том числе.

Ежегодно несколько тысяч тракторов, бывших в эксплуатации, привозят в Россию. Комбайнов закупали меньше из-за высоких пошлин. Но сейчас они снижены, и, возможно, объемы импорта будут увеличены.

С тем, чтобы эту несправедливость уравновесить, необходимо ввести утилизационный сбор, который бы соответствовал реальной стоимости утилизации техники, которая в Российскую Федерацию завозится.

Экономический эффект для страны — территория ее не превратится в свалку старой техники. Для сельхозпроизводителей свои плюсы: зачастую приобретая дешево бывшую в эксплуатации технику, они несут большие потери на технологическом процессе — ниже производительность, выше расход ГСМ, а сами производители при этом не несут ответственности за качество.

Если техника произведена в России, то в течении десяти лет производители обязаны обеспечить ее запасными частями и гарантией того, что она будет работать. Если она завезена, то ответственности ни у кого нет. Это значит, что аграрии будут покупать технику, которая не потребует больших вложений после покупки.

Для промышленности эффект в том, что искореняется недобросовестная конкуренция. И для зарубежных инвесторов, и для российских — это сигнал о нормальном, цивилизованном рынке, где можно конкурировать, где нет демпинга со стороны б/у-техники.

Если размер утилизационного сбора будет высоким, то сильно отразится на цене, если низким — может не покрыть расходы на утилизацию. Нужно искать компромисс.

Что касается введения утилизационного сбора на новые машины, этот вопрос нужно еще поизучать. Сейчас рынок отечественной сельхозтехники страдает от недостаточности спроса. Потребность велика по всем показателям, но покупательная способность у сельхозпроизводителей крайне низкая. И, если вводить сбор на новую технику, то спрос будет еще ниже, инвестиций будет еще меньше.

Инфраструктура для утилизации техники, в целом, есть. Она не сильно отличается от автомобильной — площадки для демонтажа и сортировки. Инфраструктура, которая создается для утилизации автомобилей, идеально походит и для сельхозтехники.

12 марта 2013