Евгений Корчевой, директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники: «Обидно, конечно, что документ, который нельзя выполнить, попал на подпись к премьер-министру»

ПродMag

Не менее месяца потребуется на то, чтобы заработала программа поддержки отечественных производителей сельскохозяйственной техники, которая предусматривает субсидирование 15% стоимости реализованных на внутреннем рынке машин.

«Мы, конечно, постараемся запустить эту программу, но с учетом противодействия, которое оказывают поддержке отечественных производителей государственные органы, нам понадобится еще месяц-полтора», — заявил ПродMag`у директор Российской ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» Евгений Корчевой.

Ранее газета «Коммерсантъ» сообщала, что отечественные производители сельхозтехники не согласились с условиями, на которых Правительство субсидирует 15% от стоимости проданных ими машин. «Росагромаш» направил Вице-премьеру Аркадию Дворковичу обращение, в котором сообщили: ее члены «не смогут начать работу» по программе субсидирования отечественным производителям затрат на производство и реализацию техники, которая стартовала в 2013 году.

Директор «Росагромаша» прокомментировал ПродMag сложившуюся ситуацию.

Евгений Корчевой: В письме на имя Вице-премьера Аркадия Дворковича мы обратили внимание на то, что заводы имеют огромную заинтересованность в государственной поддержке. Но программа, которая была разработана Минсельхозом РФ, содержит такие пункты, с которыми ее просто нельзя реализовать практически.

Это стало возможным главным образом потому, что Министерство сельского хозяйства ведет себя очень закрыто, оно не проводит с нами консультации, не отвечает на наши письма и запросы, самостоятельно формирует документы и отправляет на согласование в Правительство. В результате появляются вот такие постановления, которые ничего, кроме изумления, не вызывают.

Обидно, конечно, что документ, который нельзя выполнить, попал на подпись к премьер-министру. И тут уже возникает вопрос об ответственности. Если у нас в бизнесе кто-то допускает просчет такого рода, то он несет за это ответственность: получает выговор, понижение в должности, лишается премии. Но мы не слышали, чтобы хоть кто-то понес ответственность за документ, который дискредитировал Правительство и его председателя.

Мы воспринимаем это так: никто ни за что не отвечает, ни с кого ни за что не спрашивают. А страдают реальные компании. Сельскохозяйственные производители – потому, что если бы с самого начала все было бы нормально сделано, они могли бы уже приобретать технику с 15% скидкой. А они не могут этого сделать до сих пор.

И, соответственно, сельхозмашиностроители тоже от этого страдают. У нас, конечно, есть экспортные поставки, но на внутреннем рынке из-за того, что программа анонсирована, но не запущена, установилось затишье. В ожидании того, что программа субсидирования 15% стоимости купленной техники заработает, сельхозпроизводители откладываю ее покупки.

Конечно, у ряда сельхозпредприятий есть проблемы и с финансами. Но при этом продажи по импорту растут, а реализация техники отечественного производства снижается. Это свидетельствует об ошибках в регулировании рынка.

Сейчас мы воодушевлены поручениями, которые по итогам совещания в Правительстве дал министерствам Аркадий Дворкович. Но, вместе с тем, видим полнейшее нежелание министерств приводить в работоспособное состояние это постановление. Они, скорее, высказывают нам свое желание, чтобы эту программу вообще закрыли. Таким образом, их интересы совпадают с интересами импортеров сельскохозяйственной техники, среди которых большинство – не резиденты Российской Федерации.

Что нам не нравится в постановлении? Первый, и самый главный пункт: мы должны были согласовывать свои цены на технику с территориальными налоговыми органами. У нас на руках есть письма из налоговых органов, которые сообщают, что у них на это нет ни возможности, ни правового статуса, и это не функция налоговой инспекции – согласовывать какие-либо цены.

Этот пункт появился в программе без согласования с нами, это творчество федеральных органов власти, и его физически невозможно исполнить.

Ну, и, кроме этого, еще два «вредных» пункта были в постановлении, тоже очень важные. В одном из них был заложен такой принцип: чтобы получить субсидии этого вида, заводам-изготовителям необходимо осуществлять прямые продажи сельскохозяйственной техники. А этого уже не делается на протяжении последних 10 лет. В автомобильной промышленности, например, тоже невозможно купить автомобиль на заводе. Все покупают автомобили у дилеров.

Дилер – это не просто перекупщик. Помимо того, что он проделывает очень важную работу и ищет клиентов, дилер осуществляет гарантийное обслуживание, комплекс работ по предпродажной подготовке.

То, что в автомобильном производстве зарубежные компании выдают за сборку, в сельхозмашиностроении осуществляют дилеры – сельхозмашины приходят в разобранном состоянии, и в дилерских центрах их собирают. Кроме этого, на площадках дилеров сельхозмашины хранятся, и клиент благодаря этому может получить машину сразу, когда она ему нужна, а не дожидаться ее поставки с завода-изготовителя.

Так что это довольно капиталоемкий бизнес. Дилеры вкладывают свои собственные средства в развитие, обучают персонал, обучают сельхозпроизводителей, и много-много еще чего делают.

К сожалению, в наших министерствах, включая Минпромторг, не нашлось ни одного человека, который бы понимал, как работает дилерская сеть. Зато такого человека мы нашли в Правительстве – Аркадий Владимирович Дворкович стал задавать вопросы: а что такое дилерская сеть и чем она занимается?

Ну, и помимо того, что были заложены вот эти прямые продажи, которых де-факто нет на рынке, было еще заложено очень жесткое ограничение по цене: продавать должны были технику по цене франко-завод, а это грозило убытком в 10% самому заводу. Ни один здравомыслящий руководитель таких продаж делать просто не будет.

Мы, конечно, постараемся запустить эту программу, но, с учетом противодействия, которое оказывают поддержке отечественных производителей государственные органы, нам понадобится на это еще месяц-полтора.

25.02.2013