13 января 2020

Исследование "НИ": тяжелая доля легкой промышленности

Исследование "НИ": тяжелая доля легкой промышленности Тяжелое импортозамещение легкой промышленности Пять лет назад российские чиновники придумали практически панацею (по их мнению) от всевозможных кризисов и внешних угроз. Имя этой панацее – импортозамещение. «Новые Известия» уже не раз писали во что превратилась на деле эта «таблетка».

 

Например, в мае мы выяснили, что, несмотря на декларируемые успехи в сфере производства продуктов питания, ни программа импортозамещения, ни продуктовое эмбарго не помогли совершить долгожданный прорыв в отрасли. Однако импортозамещать по плану Россия должна не только продукты. Нужно еще во что-то одеваться, где-то жить, пользоваться различными бытовыми средствами и так далее... Одним словом, то, что обеспечивает насущные потребности, тоже должно быть импортозамещено.

Недавно волну обсуждения вызвали опубликованные Росстатом данные о том, что 35,4% российских семей не могут позволить себе обувь по сезону, а 48,2% семей денег хватает только на еду и одежду. Даже Кремль вынужден был прокомментировать этот позорный факт. Так что вопрос доступности одежды справедливо занимает второе место после вопроса доступности еды. Поэтому попробуем разобраться, как обстоят дела с импортозамещением в легкой промышленности.

Если верить чиновникам, то с этой отраслью в стране всё хорошо. Недавно волну обсуждения вызвали опубликованные Росстатом данные о том, что 35,4% российских семей не могут позволить себе обувь по сезону, а 48,2% семей денег хватает только на еду и одежду. Даже Кремль вынужден был прокомментировать этот позорный факт. Так что вопрос доступности одежды справедливо занимает второе место после вопроса доступности еды.

Поэтому попробуем разобраться, как обстоят дела с импортозамещением в легкой промышленности. Если верить чиновникам, то с этой отраслью в стране всё хорошо.

Дмитрий Медведев Председатель Правительства Российской Федерации на весеннем заседании комиссии по импортозамещению в лёгкой промышленности: «У нас в стране появились конкурентоспособные производства тканей, кожи, спецодежды, специальной обуви. Особенно заметный сдвиг произошёл в создании высокотехнологичной спортивной экипировки». Однако опыт показывает, что реальность может отличаться от заявлений чиновников.

«Новые Известия» попытались вместе с экспертами ответить на вопрос о том, для чего нужно импортозамещение в легкой промышленности, а также разобраться, насколько сильно в отчетах чиновников искажение реальной ситуации в отрасли. Тяжелое импортозамещение легкой промышленности Не очень легкая промышленность Чем болеет легкая промышленность Производить в России можно, но дорого и не на чем... Есть ли выход? Еда своя и чужая: чего мы добились за 5 лет антисанкций.

Константин Клюка Генеральный директор АПХ «ПРОМАГРО»:

«В отрасли, по-прежнему, остаются нерешённые проблемы: например, зависимость от импортного сырья. Даже производство льна в России – это моноволокно, с которым почти никто не работает. На рынке синтетических волокон произошла техническая революция, но это всё не российские разработки. Пётр Арефьев Доцент Департамента экономической теории Финансовой академии при Правительстве РФ «Зависимость от импортных материалов очень большая. Примерно 95% материалов мы закупаем за рубежом. И это сильно влияет на цены: нестабильный курс рубля, дорогостоящая логистика, поэтому и стоимость изделий получается высокой».

Иван Антропов, независимый эксперт по экономике:

«Существуют и более позитивные сценарии развития событий, но пока приходится ориентироваться именно на основной консервативный сценарий Стратегии. Сохранение имеющихся объёмов производства – это максимум, на что способна лёгкая промышленность. Иначе и быть не может в условиях, когда правительственная Стратегия не предусматривает комплексного плана развития и не имеет чёткой дорожной карты».

Председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России, президент Ассоциации «Росспецмаш» Константин Бабкин указывает на то, что теневой импорт продукции лёгкой промышленности достигает 700 млрд. рублей – больше всего производства в России! И люди не против: 42% россиян выбирают контрафакт из-за низкой цены. Нелегально ввезённая продукция, независимо от степени оригинальности, привлекательна тем, что избавлена от налогов. Один только НДС добавляет 20% к стоимости легальной продукции. В целом же налоговая нагрузка на предприятия в России на 15% больше, чем в странах Евросоюза.

Источник: Новые Известия