Крупные производители дорожно-строительной и спецтехники в традиционно слабом первом квартале смогли удержать продажи в плюсе. Драйвером роста спроса стали закупки в преддверии строительного сезона. Участники рынка ожидают его оживления на фоне реализации профильных нацпроектов, но пока устойчиво высоким спросом пользуются только экскаваторы и бульдозеры. При этом отечественные машиностроители могут потерять долю рынка без господдержки лизинга.

 

Продажи дорожно-строительной техники (ДСТ) отечественных производителей в РФ в первом квартале выросли на 26%, до 7,8 млрд руб. По данным «Росспецмаш-Стата» (собирает информацию от компаний, которые выпускают 80% объема производимой ДСТ в России), наибольший рост продаж в январе—марте в количественном выражении зафиксирован в сегменте экскаваторов-погрузчиков — на 87%, гусеничных бульдозеров — на 73%. При этом продажи катков сократились на 35%, мини-погрузчиков — на 26%, фронтальных погрузчиков — на 19%.

Нацпроекты по обеспечению безопасности дорог и строительству жилья уже помогли спросу, говорит заместитель главы «Росспецмаша» (лобби отечественных машиностроителей) Вячеслав Пронин, к началу их реализации подрядчики аккумулируют парк. Кроме того, ряд отгруженной в январе—марте техники был законтрактован в конце 2018 года, отмечает он. Иностранные производители также возлагают надежды на крупные строительные проекты. Глава «Либхерр-Русланд» Николай фон Зеела отмечает, что активно растет сегмент гусеничных бульдозеров: в 2018 году Liebherr увеличил их поставки на 30%.

В 2019 году предполагается построить и реконструировать более 300 км новых участков дорог, более 8 тыс. км будет отремонтировано, сказали “Ъ” в Росавтодоре. В том числе это завершение реконструкции трассы Москва—Дмитров—Дубна, строительство и реконструкция участков на автотрассе Р-217 «Кавказ», автодороге А-370 «Уссури» и Р-258 «Байкал». Также в 2019 году в регионах стартовали работы в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автодороги».

Тем не менее по итогам 2019 года в «Росспецмаше» ожидают падения производства и экспорта ДСТ из-за приостановки программы льготного лизинга. Как писал “Ъ” 19 марта, Минпромторг задолжал лизинговым компаниям 1,3 млрд руб. невыданной субсидии за 2018 год, а в 2019-м программа господдержки пока так и не была запущена. Это уже сказалось на отгрузках на российский рынок прицепов и полуприцепов — в первом квартале они упали более чем на 30% в количественном выражении, говорят в «Росспецмаше». Продажи отечественной ДСТ могут начать падение уже во втором квартале.

Директор по развитию JCB Russia Сергей Харитонов говорит, что продажи техники JCB в январе—марте остались на уровне прошлого года, при этом компания нарастила долю рынка относительно 2018 года. В Komatsu обращают внимание, что сезонное падение продаж было наиболее заметным в январе, но за первый квартал компания нарастила продажи техники на 60% на фоне подготовки клиентов к строительному и золотодобывающему сезону. Основной объем пришелся на «традиционные» продукты: гусеничные экскаваторы, бульдозеры и жесткорамные самосвалы. Падение продаж в первом квартале по сравнению с традиционно активным четвертым кварталом 2018 года также было меньше, чем в предыдущие годы,— всего 7%, говорят в Komatsu.

После выхода публикации Минпромторг дал комментарий на запрос “Ъ”. В министерстве сообщили, что видят значительный объем отложенного спроса на отечественную спецтехнику: потребители рассчитывают на снижение затрат на ее приобретение за счет популярной в прошлые года программы льготного лизинга. В бюджете на такую поддержку спроса в 2019 году выделено 2,1 млрд руб. Проект новых правил доступа к программе льготного лизинга на 2019 год сейчас проходит согласование в Минфине, Минэкономики и ФАС, добавляют в министерстве, после чего документ будет внесен в правительство (“Ъ” подробно рассказывал об изменениях).

В первом квартале сегмент дорожного строительства ожидаемо показал довольно вялую динамику, говорит Дмитрий Бабанский из SBS Consulting, при этом во втором квартале ожидается старт реализации ряда инфраструктурных проектов, которые поддержат спрос на ДСТ. Для того чтобы российские производители техники получили эффект от роста спроса, необходима господдержка, продолжает аналитик, прежде всего льготный лизинг. По итогам года господин Бабанский ожидает роста рынка ДСТ и спецтехники в пределах 5–7%.

 

Источник: Коммерсантъ