29 августа 2017

Автопром накормят за счет аграриев

Как стало известно “Ъ”, производители сельхозтехники, традиционно досрочно исчерпавшие годовой объем субсидий, впервые могут не получить дополнительной господдержки. По словам источника “Ъ”, средства, на которые рассчитывала отрасль, могут быть отданы автопрому как более приоритетному для Минпромторга и, по мнению экспертов, с точки зрения имиджа более важному сектору.

 

Лидеры парламентских фракций в конце июля направили письмо Дмитрию Медведеву с просьбой поручить исполнительной власти предусмотреть в бюджете субсидии производителям сельхозтехники в размере не менее 10 млрд руб. ежегодно. Письмо (“Ъ” ознакомился с его содержанием) подписали руководитель думской фракции «Единой России» Владимир Васильев, председатель КПРФ Геннадий Зюганов, лидер ЛДПР Владимир Жириновский и глава «Справедливой России» Сергей Миронов.

Государство с 2013 года компенсирует производителям потребительские скидки в 15–20%. За этот период доля российской техники на внутреннем рынке выросла с 28% до 54%. В 2016 году объем субсидий составил порядка 11,2 млрд руб., выпуск отечественной техники вырос на 59%, до 88,6 млрд руб. Но в федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018–2019 годов такие субсидии не предусмотрены. В результате прекращения господдержки отраслевая ассоциация «Росспецмаш» ожидает в 2018 году падения продаж на 30% и сокращения персонала на 2 тыс. человек.

Кроме того, в «Росспецмаше» считают, что для поддержания роста производства в 2017 году нужно еще 4,4 млрд руб. В этом году отрасль уже получила 13,7 млрд руб., но исчерпала их за полгода (выпуск вырос на 35%, до 59,8 млрд руб.). Если объем финансирования не увеличится, то рост выпуска сократится и по году составит 12%, уверены в ассоциации. В Минпромторге подтвердили, что в июне субсидии были исчерпаны, программа поддержки приостановлена, а в федеральном бюджете дополнительных средств на нее нет.

Производители сельхозтехники ежегодно исчерпывают досрочно выделенный им объем субсидий. Но отрасль до сих пор добивалась их возобновления. Так, в 2015 году многие заводы продолжали продавать со скидками, не дожидаясь решения о дополнительной поддержке и заявляя, что если им не возместят затраты, то они попадут в сложную финансовую ситуацию, начнутся увольнения. В 2016 году, как и сейчас, в бюджете следующего года субсидии заложены не были, и в отрасли прогнозировали, что выпуск техники в 2017 году упадет втрое.

Но на этот раз, рассказывает источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, дополнительные средства в этом году действительно выделены не будут. По его словам, «все уйдет на автопром». На 2018 год, по его словам, есть поручение выделить 8 млрд руб., но он сомневается в вероятности его реализации. Источники “Ъ” полагают, что на фоне дефицита бюджетных средств решение Минпромторга распределить субсидии в пользу автопрома довольно ожидаемое: автопром — традиционно имиджевый и наиболее приоритетный сектор для министерства.

Российский авторынок падал более четырех лет и впервые начал расти в этом году. За январь—июль продажи выросли на 8,5%, до 781,4 тыс. машин, объем господдержки на год — 62,3 млрд руб. Вчера Минэкономики предложило увеличить объем господдержки отрасли до 65 млрд руб. ежегодно до 2025 года.

Дмитрий Бабанский из SBS Consulting рассуждает, что автопром — это действительно во многом имиджевый проект: иностранные компании инвестировали в РФ на определенных условиях, их пересмотр — сигнал о низкой надежности обещаний российских властей, поэтому субсидии автопрому вряд ли сильно урежут. Но эксперт считает, что в этом году необходимо оказать дополнительную поддержку сельхозмашиностроению, а в 2018 году «или искать источники финансирования, или совершенствовать условия конкуренции». По его мнению, надо максимально эффективно использовать сложившуюся конъюнктуру: пока действует эмбарго, может развиваться АПК, и сельхозмашиностроение может поддерживать его развитие.

 

Источник: Коммерсантъ