25 июня 2019

Правительство ставит крест на отрасли? Ассоциация «Росспецмаш» консолидирует усилия в борьбе за госпрограмму 1432

Общее собрание Ассоциации «Росспецмаш» состоялось 19-21 июня на Урале (отраслевое сообщество объединяет 192 предприятия в пяти подотраслях специализированного машиностроения).

 

150 представителей заводов-участников «Россспецмаша», а также представители Минпромторга РФ, Российского экспортного центра, Росагролизинга и СМИ обсудили главные вопросы отрасли. В фокусе внимания оказались судьба пакета мер господдержки отрасли, развитие производства и экспорта продукции специализированного машиностроения.

19 июня делегация ведущих российских производителей строительно-дорожной, прицепной и сельскохозяйственной техники, компонентов к ним и пищевого оборудования посетили с экскурсией производственные площадки челябинских компаний. В их числе – «Челябинский механический завод», «ДСТ-Урал», «УралАвтоПрицеп», «УралСпецТранс», «НОМАС» и «Автозавод «Урал».

20 июня в пос. Тургояк (Миасс, Челябинской обл.) состоялась конференция «Развитие производства сельскохозяйственного, строительно-дорожного и пищевого машиностроения России».

Во вступительном слове известный российский бизнесмен, президент Ассоциации «Росспецмаш», председатель Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России Константин Бабкин подвел итоги за 2018 год и поблагодарил всех участников отраслевого объединения за продуктивную работу.

«Чего нам удалось добиться в 2018 году? Главная задача нашей Ассоциации – создать условия для развития отрасли, отстаивать интересы производителей машин. Правительство РФ с нашей подачи внесло изменения в Налоговый кодекс, ликвидировавшие двойное налогообложение по НДС получателям госсубсидий, увеличен размер скидки аграриям на приобретение сельхозтехники с 15 до 30% по Постановлению № 1432.

1990-е и нулевые годы были для сельхозмашиностроения периодом выживания: заводы боролись за каждую копейку. В последние три года начался рост: кто-то строит новый цех, кто-то расширяет производство, наращивает экспорт, развивает поставщиков.

Сейчас мы переживаем переломный момент. В начале мая новый вице-премьер Дмитрий Козак посчитал, что меры поддержки специализированного машиностроения непрозрачны. А субсидии якобы формируют прибыль производителей техники. Он предлагает их зарубить и заменить чем-то новым. Однако механизм субсидирования скидок на технику – краеугольный камень, фундамент всего пакета мер господдержки. Таким образом, на поддержке отрасли сейчас фактически ставится крест. Наносится серьезный удар по всей нашей отрасли.

Вчера мы отправили аграриям сообщение о том, что скидки больше не будет, цены поднимаются на 15%. Рынок встал, и продажи тоже. Сколько такое состояние продлится? Непонятно. Видимо, до принятия новых мер поддержки. Нам нужна четкая перспектива!

Завод «Ростсельмаш» принял решение о снижении производственной программы в 2019 году на 700 тракторов. Мы не будем безгласными. Мы будем бороться за сохранение действующего механизма субсидирования. Во многом это зависит от нас с вами!»

Алексей Ярцев, заместителя директора Департамента сельскохозяйственного, пищевого и строительно-дорожного машиностроения Минпромторга России, присутствующий на заседании дал комментарии по поводу слухов о возможной отмене Программы № 1432:

«Позиция Минпромторга РФ не изменилась: действующие в отрасли механизмы господдержки успешны, достигали своих целей – дали толчок для развития отрасли. Ситуация с отменой болезненная. Нет четкого понимания, какой механизм будет вместо программы прямого субсидирования производителей сельхозтехники». Алексей Ярцев также заверил, что в сегодня Минсельхоз рассматривает возможность выделения по Программе № 1342 дополнительных 3,6 млрд руб. до конца 2019 года (заложенные на этот год субсидии выбраны еще весной).

Однако, по его словам, сейчас идет речь лишь о некоей модернизации механизмов господдержки. В Правительстве РФ готовы продлить механизм субсидирования сельхозпроизводителей еще как минимум на один год с плавным переходом к механизму единого лизинга.

Напомним: по задумке правительства РФ, благодаря «лизинговому маневру», то есть перенаправлению средств с субсидирования прямых производителей на субсидирование «Росагролизинга», удастся в максимальной степени удовлетворить потребность в сельхозтехнике при том же уровне финансирования (8 млрд руб. ежегодно).

Далее перед руководителями машзаводов выступил Алексей Нистратов, заместитель руководителя Департамента по работе с поставщиками АО «Росагролизинг». Он представил доклад, в котором рассказал о действующих программах льготного лизинга техники для аграриев.

21 июня делегация промышленников отправилась в Екатеринбург, где на площадке ОАО «Пневмостроймашина» состоялось первое заседание комитета производителей компонентов Ассоциации «Росспецмаш». Его участники обсудили проблемы в расширении сотрудничества производителей техники и компонентов.

На сегодня многие российские компании в производстве сельхозтехники используют зарубежные детали и комплектующие. Основная причина – отсутствие у российских производителей комплектующих продукции необходимого качества и номенклатуры.

Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года» предполагает развитие рынка комплектующих. Так, для сохранения и развития существующих компетенций в тракторостроении, предполагается через партнерство с ведущими зарубежными производителями сельскохозяйственных тракторов организовать производство (с высокой долей локализации – не менее 50%) моделей, которые не выпускают отечественные компании.

Максим Шипов, начальник управления перспективных технологий Центра сельскохозяйственного машиностроения ФГУП «НАМИ» рассказал о реализации Постановления Правительства РФ № 719. Согласно ему государство будет оказывать финансовую помощь только тем производителям техники, которые используют компоненты отечественного производства.

Консолидированные предложения участников, по итогам общего собрания Ассоциации «Росспецмаш», резюмированы в итоговом протоколе.

Источник: журнал "Регионы России"