19 июля 2023

Президент Ассоциации «Росспецмаш»: «Аграрии вынуждены покупать меньше сельхозтехники»

Президент российской ассоциации производителей специализированной техники и оборудования «Росспецмаш» Константин Бабкин в интервью РБК Краснодар рассказал о сокращении спроса на сельхозмашины из-за снижения доходности аграриев и о перспективах развития отечественного сельхозмашиностроения.

 

— Как уход западных компаний из России отразился на рынке сельхозтехники?

— Дефицита сельхозтехники в России нет. Отечественные производители обеспечивают имеющийся спрос на сельхозтехнику в стране в полном объеме по всем основным сегментам. Темпы отгрузок и производства сельхозтехники, в первую очередь зависят от доходов, которыми располагают аграрии. А они снизились.

— Почему так произошло?

— Посмотрите на цены на зерно на внутреннем рынке. Они находятся на достаточно низком уровне. Сельхозпроизводители получают меньше и поэтому сокращают инвестиции в обновление парка техники и оборудования.

— Это единственная причина падения спроса?

— Нет. Также это связано с экспортными пошлинами на зерно.

— На Кубани, Ставрополье и в Ростовской области такая же ситуация? Обычно аграрии этих регионов имели лучшие условия. Сказывалась близость портов, как следствие, меньшие траты на логистику.

— На Юге России тенденция такая же. Цены на сельхозпродукцию ниже, чем обычно, себестоимость производства выросла, все это побуждает аграриев покупать меньше техники.

— Но есть же программа субсидирования скидок на приобретение российской сельхозтехники (Постановление 1432).

— С 2023 года сельхозпроизводители не могут приобретать самоходную сельхозтехнику по этой программе. Да, постановление 1432 позволяло приобретать сельхозмашины со скидкой 10-15%. В 2023 году финансирование программы составляет всего 2 млрд рублей, эта сумма уже давно выбрана. В 2022 году она составляла 8 млрд рублей.

— Суммы 2022 года было достаточно?

— В «Росспецмаше» считают, что для поддержания необходимых темпов модернизации АПК объем финансирования «Программы 1432» должен быть не менее 15 млрд рублей в год, а скидки необходимо распространять на всю отечественную сельхозтехнику.

— Какие в связи со всем вышеизложенным можно сделать прогнозы?

— Несмотря на то, что спрос на сельхозтехнику действительно упал, наши долгосрочные прогнозы остаются позитивными. В России много земель, которые можно вовлекать в оборот. Мы с оптимизмом смотрим в будущее. Также считают и производители сельхозтехники. Они открывают новые производственные мощности, модернизируют производимые машины. Надо лишь поддержать отечественных аграриев — отменить экспортные пошлины на зерновые культуры и не вводить их как минимум в ближайшие 5 лет.

Пошлины затрудняют продажу за границу, ведут к снижению цен на зерно на внутреннем рынке. Это тормозит развитие сельского хозяйства во всей стране. Это не продуктивно и несвоевременно. Нам надо увеличивать инвестиции в сельское хозяйство, нужно давать крестьянам возможность зарабатывать. А пошлины ведут нас в обратном направлении.

— Мы видим, что в России на лидирующие позиции выходят товары из Китая. То же самое происходит и на рынке сельхозтехники?

— Китайские производители сельхозтехники всерьез взялись за российский рынок. Они сильно продвинулись за 2022 год в продаже особенно небольших тракторов, на десятки процентов увеличили свои продажи. Китайская техника, как правило, стоит дешевле отечественной.

— Значит, экспансия с Востока в этом направлении неизбежна?

— От засилья китайских машин спасает то, что сельское хозяйство там сильно отличается от нашего. У китайцев поля, как правило, маленькие. Там специализируются в основном на рисе, а не на пшенице, да и вообще это в основном горная страна. Поэтому китайская техника небольшая, она плохо приспособлена к российским условиям и культурам. Есть сегменты, которые пересекаются, те же небольшие тракторы, но в крупной технике китайцы не сильны. Российские аграрии имеют широкие поля и поэтому нуждаются в больших машинах. Пока уровень китайской техники ниже. Но там наращивают свои усилия, появляются большие комбайны и тракторы. Поэтому мы с опаской смотрим на конкурентов с Востока.

— Уход западной техники с рынка — шанс для отечественных производителей сельхозмашин?

— Сложившаяся ситуация стимулирует появление большего числа видов отечественной техники, новых комплектующих. Появляется возможность производить углубленную локализацию импортозамещения в области компонентной базы.

— Обычно серьезные изменения переживают крупные игроки рынка.

— Развитие будет, как у крупных отечественных производителей, так и у малых. Два наших фундаментальных предприятия — Ростсельмаш и Кировский завод — специализируются на массовой технике: комбайны, тракторы, отчасти опрыскиватели. Но есть еще прицепные орудия. Эта техника должна быть адаптирована к конкретным хозяйствам, к конкретным агрофонам, к культурам. Таких машин очень много, они индивидуализированы, привязаны к конкретным районам. Это бизнес-ниша для небольших региональных предприятий. В России их приблизительно 70, которые вынуждены работать максимально близко с потребителями, знать его проблемы, что называется, изнутри. Крупные предприятия такую сферу полностью охватить не могут. Тут большой простор для заработка именно у небольших заводов.

— На Кубани уже собираются тракторы Минского тракторного завода. Гомсельмаш планирует наладить сборку техники в Краснодарском крае. Мощности этих новых предприятий будут востребованы?

— Машины из Белоруссии могут конкурировать на юге России с другой техникой. Они здесь хорошо покупаются. Правда, я не очень понимаю экономическую целесообразность создания того же производства белорусских тракторов в Краснодарском крае.

Источник: РБК Краснодар