Российские компании строительно-дорожного машиностроения за 9 мес. 2017 года произвели техники на общую сумму 19,5 млрд руб., что на 34% больше, чем за аналогичный период прошлого года[1].

 

Выпуск погрузчиков за январь - сентябрь этого года увеличился в 3,3 раза и превысил 200 ед., выпуск автогрейдеров вырос на 70% – произведено свыше 480 ед., дорожных катков на 43% – до 280 ед., экскаваторов произвели на 36% больше – 1,28 тыс. ед., автокранов на 30% больше – 1,9 тыс. ед., бульдозеров – на 12% больше – свыше 450 ед.

Эксперты Ассоциации «Росспецмаш» связывают рост производства продукции отечественного строительно-дорожного машиностроения с эффективными механизмами господдержки, улучшением качества российских машин, началом восстановления экономики, растущим износом парка эксплуатируемой техники и отложенным спросом.

Среди мер господдержки существенное стимулирующее влияние на увеличение российскими заводами темпов производства оказывает запущенная в 2017 году программа льготного лизинга. Она распространяется на производителей строительно-дорожной, коммунальной, лесозаготовительной, прицепной и снегоболотоходной техники. Согласно Постановлению № 518, лизинговые компании предоставляют своим клиентам скидки при оплате первоначального взноса по договорам лизинга на приобретение этих машин. Федеральный бюджет в свою очередь компенсирует лизингодателям затраты на предоставление этих скидок. Для реализации программы в 2017 г. выделено 2,5 млрд руб.

 

В Ассоциации «Росспецмаш» считают, что для увеличения темпов производства строительно-дорожной техники в России необходимо:

 

 

- предусмотреть в федеральном бюджете на 2018 - 2020 годы не менее 5 млрд руб. ежегодно на субсидирование лизинга строительно-дорожной техники по Постановлению № 518;

 

- ввести компенсацию части авансового платежа, первоначального взноса и части процентной ставки по лизингу и кредитам, направляемым на приобретение специализированной техники и оборудования, по аналогии с механизмами, действующими в автопроме, и предусмотреть на реализацию предлагаемого механизма поддержки в федеральном бюджете на 2018 год 7,8 млрд. рублей.

 

За счет сохранения действующих мер господдержки и внедрения новых механизмов Минпромторг планирует к 2030 г. увеличить долю российских заводов на внутреннем рынке в количественном выражении с 45 до 80%. Эксперты Ассоциации «Росспецмаш» считают, что при системной и предсказуемой поддержке государства это вполне реалистичные задачи.

 

 

 

[1] Данные Минпромторга России, Росстата и компаний, на которые приходится 80% производства российской строительно-дорожной техники